Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Categories:

Вы слышите удары сердца

Читаю "Незнайку на Луне" Н.Носова.

Не поверите - увлекательнейшая книга оказалась! Я ее читала в детстве, но теперь все воспринимается совершенно заново. И на свежий взгляд стало очень заметно, что то, что раньше было только юмором или сатирой на Америку - сейчас вполне такая наша реальность.
Вкратце - Незнайка прилетел на Луну, и обнаружил там капиталистическое общество. Он, наивный, попадает во множество неприятностей, но постепенно встраивается в местные отношения, не теряя надежды привезти лунным коротышкам семена гигантских овощей и фруктов, которые решат социальные проблемы на планете.
Очень смешно, но очень грустно.
Советую перечесть, лучше конечно на бумаге, книжка-то большая.



О рекламе:

-- Меня зовут доктор Шприц, -- сказал он. -- Полагаю, что
наш дорогой пришелец из космоса нуждается в медицинской помощи,
которую я готов оказать сейчас же, и притом совершенно
бесплатно. Далеко не лишне было бы тут же произвести хотя бы
поверхностный медицинский осмотр. В первую очередь необходимо
сделать исследование сердечной деятельности.
Доктор Шприц вытащил из кармана черную деревянную трубочку,
приставил Незнайке к груди и приложился к ней ухом.
-- Биение сердца прекрасно прослушивается сквозь скафандр,
-- сказал он. -- Ритм сердца несколько учащенный, что
объясняется возбуждением от встречи и тем вниманием, которое
оказали космонавту жители нашего города.
С этими словами Шприц вырвал из рук сотрудника телестудии
микрофон и приставил его к деревянной трубочке, которую
продолжал прижимать к груди Незнайки.
-- Уважаемые зрители! -- сказал он. -- Дамы и господа! С
вами говорит доктор Шприц. Вы слышите глухие удары: тук! тук!
тук! Это бьется сердце космонавта, прибывшего на нашу планету.
Внимание, внимание! Говорит доктор Шприц. Мой адрес: Холерная
улица, дом пятнадцать. Прием больных ежедневно с девяти утра до
шести вечера. Помощь на дому. Вызовы по телефону. Прием в
ночные часы оплачивается в двойном размере. Вы слышите удары
космического сердца. Имеется зубоврачебный кабинет. Удаление,
лечение и пломбирование зубов. Плата умеренная. Холерная, дом
пятнадцать. Вы слышите удары сердца...


...В газетах была помещена также фотография доктора Шприца,
снятая как раз в тот момент, когда он осматривал Незнайку. Под
снимком было напечатано не только имя доктора Шприца, но и его
адрес. В результате все больные, которые имели еще достаточно
сил, чтобы самостоятельно передвигаться, побежали к нему, а те,
которые не могли выйти из дому, принялись звонить ему по
телефону. Каждому хотелось лечиться только у доктора Шприца. У
его дома выстроилась очередь длиной во всю Холерную улицу.
Доктор Шприц никому не отказывал в медицинской помощи, но сразу
же увеличил за лечение плату. Денежки рекой потекли к нему.
Таковы уж нравы у лунных жителей! Лунный коротышка ни за что
не станет есть конфеты, коврижки, хлеб, колбасу или мороженое
той фабрики, которая не печатает объявлений в газетах, и не
пойдет лечиться к врачу, который не придумал какой-нибудь
головоломной рекламы для привлечения больных. Обычно лунатик
покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он
увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное
объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна
вовсе.

Об авангардном искусстве :-)

Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с
непонятными кривульками и загогулинками и все силился понять,
что на ней нарисовано.
-- Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, -- говорил
ему Козлик. -- Не ломай голову зря. Тут все равно ничего понять
нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи
только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот
загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки,
третий вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди
холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное
пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего не можешь понять --
просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да еще и
похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была
понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там
нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не
нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не
понимать и в темноте жить". Видишь, как рассуждают!..


О денежной системе

-- Нет, нет! -- воскликнул господин Крабс. -- Господин
Спрутс считает, что это невыгодное и даже чрезвычайно вредное
предприятие. Вы представляете себе, что может случиться, когда
на нашей планете появятся эти гигантские растения? Питательных
продуктов станет очень много. Все станет дешево. Исчезнет
нищета! Кто в таком случае захочет работать на нас с вами? Что
станет с капиталистами? Вот вы, например, стали теперь
богатыми. Все смотрят на вас с завистью. У вас много денег. Вы
можете удовлетворить все свои прихоти. Можете нанять себе
шофера, чтоб возил вас на автомашине, можете нанять слуг, чтоб
исполняли все ваши приказания: убирали ваше помещение,
ухаживали за вашей собакой, выколачивали ковры, натягивали на
вас гамаши, да мало ли что! А кто должен делать все это? Все
это должны делать для вас бедняки, нуждающиеся в заработке. А
какой бедняк пойдет к вам в услужение, если он ни в чем не
нуждается?.. Вам ведь придется самим все делать. Для чего же
тогда вам все ваше богатство? Вы понимаете теперь, какая беда
грозит всем богачам от этих гигантских растений? Если и
настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам
обязательно станет плохо. Учтите это.

Еще о рекламе

Крабс не поехал сразу же в
банк, а заехал сначала в редакцию газеты "Давилонские
юморески". Хозяином этой газеты был не кто иной, как господин
Спрутс, иначе говоря, она издавалась на Спрутсовы средства.
Здание редакции, а также все печатные машины и все оборудование
типографии принадлежали Спрутсу. Все сотрудники, начиная от
редактора и кончая самым незначительным наборщиком,
оплачивались из денег, которые давал Спрутс. Правда, и доход,
который получался от продажи газет, целиком поступал в
распоряжение Спрутса.
Нужно, однако, сказать, что доход этот был не так уж велик и
частенько не превышал расходов. Но господин Спрутс и не гнался
здесь за большими барышами. Газета нужна была ему не для
прибыли, а для того, чтобы беспрепятственно рекламировать свои
товары. Осуществлялась эта реклама с большой хитростью. А
именно: в газете часто печатались так называемые художественные
рассказы, причем если герои рассказа садились пить чай, то
автор обязательно упоминал, что чай пили с сахаром, который
производился на спрутсовских сахарных заводах. Хозяйка,
разливая чай, обязательно говорила, что сахар она всегда
покупает спрутсовский, потому что он очень сладкий и очень
питательный. Если автор рассказа описывал внешность героя, то
всегда, как бы невзначай, упоминал, что пиджак его был куплен
лет десять -- пятнадцать назад, но выглядел как новенький,
потому что был сшит из ткани, выпущенной Спрутсовской
мануфактурой. Все положительные герои, то есть все хорошие,
богатые, состоятельные или так называемые респектабельные
коротышки, в этих рассказах обязательно покупали ткани,
выпущенные Спрутсовской фабрикой, и пили чай со спрутсовским
сахаром. В этом и заключался секрет их преуспевания. Ткани
носились долго, а сахару, ввиду будто бы его необычайной
сладости, требовалось немного, что способствовало сбережению
денег и накоплению богатств. А все скверные коротышки в этих
рассказах покупали ткани какихнибудь других фабрик и пили чай с
другим сахаром, отчего их преследовали неудачи, они постоянно
болели и никак не могли выбиться из нищеты.
Помимо подобного рода "художественных" рассказов, в газете
печатались обычные рекламные объявления, прославлявшие
спрутсовский сахар и изделия Спрутсовской мануфактуры. Само
собой разумеется, что ни рекламные объявления, ни
художественные рассказы не могли привлечь особенного внимания
публики, поэтому в газете ежедневно печатались сообщения об
интересных событиях и происшествиях, а также различные
юморески, то есть крошечные забавные рассказики или анекдотцы,
специально для того, чтоб насмешить простодушных читателей.
Читатель, купивший газету с целью почитать юморески, заодно
проглатывал и "художественные" рассказы, что, собственно
говоря, от него и требовалось.
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня написала. *** Мои отец с отицей Были птец с птицей. Я выросла из яйца, В глазах моих – три зраца. Мой глаз один чёрно-синий И…

  • (no subject)

    Вчера мне друг прислал скриншот из открытого поста в хипповой группе. И я ему немедленно в личку ответила, что я думаю и знаю про это дело. Притом,…

  • Демиург

    Он уронил на ногу горизонт, Когда чинил небо. Он надел большое каменистое зеркало На облачную уставшую голову. Он положил свою любимую астролябию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Сегодня написала. *** Мои отец с отицей Были птец с птицей. Я выросла из яйца, В глазах моих – три зраца. Мой глаз один чёрно-синий И…

  • (no subject)

    Вчера мне друг прислал скриншот из открытого поста в хипповой группе. И я ему немедленно в личку ответила, что я думаю и знаю про это дело. Притом,…

  • Демиург

    Он уронил на ногу горизонт, Когда чинил небо. Он надел большое каменистое зеркало На облачную уставшую голову. Он положил свою любимую астролябию…