Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Categories:

Ой да, ты калинушка

В Череповце мы играем вместе с Казачьим Кругом. У меня к этому коллективу давние и очень глубокие любовь, почитание и уважение. А также у нас есть история совместных выступлений. Я к их исполнениям обращаюсь постоянно, и каждый раз восхищена до глубины души. Они придерживаются определенного камертона настоящести интерпретации народной песни.

Сейчас вновь хочу показать вам это видео. Два года назад оно только появилось, и я им делилась. Сейчас там уже миллион двести просмотров и 8,2 тысячи комментариев с благодарностями со всего мира. Здесь не только Казачий Круг - тут «сборная» из нескольких народных коллективов, но все через Казачий круг прошли или так или иначе у них учились. Не так велик круг людей, у кого есть непоколебимое чувство настоящего и умение отличить его от подделки.
При этом коллективы существуют на полулюбительских основаниях, выступают редко, в основном на фольклорных фестивалях перед такими же увлеченными. Доступа к широкому зрителю по большому счету нет.
Почему это видео так выстрелило? Почему такой успех? Мне кажется, в этой съемке удалось, наконец, передать, _что_ происходит в тот момент, когда ты находишься в эпицентре настоящего исполнения народной песни. Это зафиксировать техническими средствами очень непросто, как волшебство, как северное сияние. Вроде что-то и получается на изображении, но не совсем то. Ощущение тончайших переливов света и мощного потока силы обычно куда-то улетучивается. Здесь же оно поймано. И это не какое-то экстраординарно успешное исполнение. У них все исполнения ровно такие. Сколько хочешь. Бесконечность. Только войди как в реку.
Еще замечу, что сейчас ситуация такова, что настоящей казачьей песней занимаются в основном любители. У них есть обычная работа, у кого какая, они собираются после рабочего дня для души. Но практикуют свои погружения десятилетиями и получают от этого грандиозные смыслы. Это не развлечение, это, если глянуть широко, духовная практика.
Мы как-то проходили в Ростове мимо огромного здания в центре города, где большущими буквами было написано что-то вроде «Государственный Казачий Хор». Хочу сказать, что в такие моменты испытываю странное чувство. Когда что-то настоящее народное становится на государственное содержание, обрастает деньгами, курирующими чиновниками, дорогими костюмами, напомаженными артистами - что-то очень главное теряется. Государство (по крайней мере, здесь и сейчас) - не добрый меценат. Это хищная машина со своими циничными целями. Сложно не потерять себя и не превратиться в идеологический придаток. Трудно не упасть в фальшивую имитацию. От большинства «народных» коллективов на госсодержании меня откровенно воротит. И мне даже не надо заранее знать, кто это и как существует – я сразу вижу и слышу по ряду заметных признаков.
Кстати, какие-то то народные исполнители всё же остались настоящими даже в условиях работы в хорошо оплачиваемых костюмированных шоу. Есть исключения, не буду огульно судить. И не буду приходить к ложным выводам вроде «художник должен быть голодным» или «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные – это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка!»
Нет, так не должно по большому счету быть. Надо признать, что сейчас народное искусство у нас вовсе не цветет. Оно выживает под тяжеленными бетонными плитами. И если во многих других странах настоящие народные исполнители – кумиры миллионов, собирают огромные залы и стадионы, если музыка, пробирающая до костей, резонирует с большущими массами подготовленных людей, знающих свою культуру и историю, знающих свои песни, способных тоже спеть почти так же, то у нас народное пение – либо странноватая экзотика, либо патриотично-ряженая фальшь и имитация.
А настоящие коллективы собираются на кухнях и в маленьких задешево вскладчину арендованных репетиционных комнатках.
И творят буквально мистику. К которой можно присоединиться. Только отвлечься ненадолго от потока кричаще раскрашенных завлекательных вкусовых добавок, из которых многие мелькающие по всем экранчикам сиюминутно хайповые творения состоят чуть более, чем полностью.
Не говорю, что ничего ценного-современного сейчас не появляется. Опять же избежим огульного деления на черное и белое. Есть и новое-молодое-современное талантливое.
Просто остаться живым и слышать, отличать настоящее – это по нынешним временам прямо скилл. Учимся находить и держаться за крупицы найденного, а не бегать как кошка за резиновой мышкой на веревочке, куда бы ни поманили. Мышь ненастоящая.

А вот это послушайте.

Tags: концерты, пение, фольклор
Subscribe

  • Шарабан-Ковчег

    Три четверти билетов проданы. До концерта 6 дней. Будете долго собираться – может не хватить. А я достаю свою любимую юбку и меняю цветные…

  • (no subject)

    Постой, паровоз – песня куда более древняя и серьезная, чем привыкли думать, услышав ее юмористический и укороченный вариант в знаменитой…

  • (no subject)

    Меня не приглашали в театры на главные и даже второстепенные роли Теперь я создала свой театр и сама себе раздала всех персонажей. Теперь я и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments