Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Categories:

Йога

Всю жизнь я чем-то, да занимаюсь. Долго будет перечислять все виды танца, физических занятий и таких любимых сложных координационных практик вроде поев и вееров. И если координационные игрушки строят больше мозг, чем тело, то для тела изо всего доступного реестра моей постоянной практикой оказалась йога. Не тренажеры, не бег, не танцы, не лыжи, не ролики.
Йога хороша концентрацией на собственном теле, а не на внешней информации. И самое интересное в ней - то, как учишься спокойно жить, дышать и находить равновесие в позициях, которые тело нагружают, сбивают с толку и озадачивают.
Так же и в жизни: сначала ты пугаешься быть на сцене, за рулем, на велосипеде, в роли начальника или родителя. А потом учишься дышать, расслаблять лишнее, балансировать усилия и просто жить в этом.
Так же и с пением. Основная проблема начинающих - что они не могут не напрягать лишние при пении мышцы, зато не могут выделить и правильно напрягать нужные. Да еще и делать это прилюдно. Этому долго учатся.
Йога (в своей неспешной и самоуглублённой версии) неожиданно тут подспорье.
Но нет, не сразу я нашла в ней меру.
В процессе жизни повидала много преподавателей и знаю очень многое о том, как надо и не надо. Собственно, давно сама уже могу преподавать. Но не берусь по многим причинам. А если берусь - то в рамках самой простой и безопасной физухи.
Меня пугает ответственность, которая возникает при любом повышении нагрузки или гибкости для пришедших с неизвестным бэкграундом людей, у каждого из которых разные точки уязвимости и разная подготовка. Вот в чем самая большая сложность - в невозможности быть универсальным преподавателем. Всё множество нюансов, которые надо знать и успевать проговаривать, давая упражнение, всё множество невидимых опасностей для доверившихся тебе людей - это слишком, пожалуй, ответственно.
Но телом заниматься надо. И мне давно больше хочется молча и углубленно заниматься самой, чем интенсивно всё продумывать и проговаривать, непрестанно концентрируясь на группе.
Но мне психологически не подходит волевая практика в одиночку. С моим ветреным характером для практики нужна компания, в ней я лучше попадаю в поток.
Найти компанию можно двумя способами – ходить на чужие занятия и преподавать самой. А я постоянно по уши занята своими проектами. Лишь иногда делаю разовые занятия по самым интересным (и безопасным) штукам, которые отыскала в этом мире.
А вот рутинная практика поддержания своего тела в хорошей форме не относится к разовым интересным событиям. Это больше про негромкое сосредоточенное существование в постоянной группе, с наиболее подходящим безопасным ведущим.
Ведущие же бывают слишком медленные и слишком интенсивные. Настроенные на ненужные опасные подвиги и слишком долго разжевывающие самое простое. Перегружающие что-то одно и недогружающие что-то другое. Те, после занятий которых подолгу болят мышцы, а то и суставы. После кого приходится обращаться за помощью к мануальному терапевту или остеопату и выслушивать на «ну как же, преподаватель давал, вот я и сделала» эмоциональный ответ «головой надо думать!»
Найти своего преподавателя - непростое дело. Знать свои ограничения - еще более непростое, это уже зрелость. Перестать лезть на рожон и гнаться за красивыми победами, перенести фокус с внешнего эффекта на внутренние ощущения и процесс - это уже ближе к настоящей йоге.
Так как я любопытна и активна, я перебывала на множестве занятий у множества ведущих. И за годы и годы случалось всякое.
После одной йога-гуры я три дня лежала в постели корчась от боли, получив сильное обострение поясницы и седалищного нерва. После другой супергибкой танцевальной девочки у меня недели три болели тазовые суставы. На третьих занятиях я встречала опасные для коленей позиции, на которых преподаватель зачем-то настаивал. На четвертых - новичков в первые же пять минут ставили на голову, а это может выполняться только при хорошем мышечном корсете и сбалансированности в шейной области. На пятых девушка давала длиннейшую серию равновесий на одной ноге, хотя в икрах давно спазм перешел в боль. Но давала ровно ноль нагрузки на пресс и спину. А позу ребенка называла «позой ребятёночка» (пойду стошнюсь опять).
Излюбленная йога-тичерами позиция «пять точек» вызывает у меня приступ сильной головной боли, которую потом половину занятия надо успокаивать.
Притом, я очень опытная. Я уже знаю подводные камни и места, где нужно быть осторожной. Но все равно с незнакомым опасным преподавателем почти невозможно отследить моменты, в которые ты можешь травмироваться или нанести себе менее острый вред. Поток увлекает, авторитет давит, группа вокруг делает, а я что, хуже?
Я не виню всех этих преподавателей. Когда тебе двадцать лет и у тебя природная гибкость - такая ерунда не волнует, море по колено. А после сорока у многих йога-тичеров работает ошибка выжившего - если ему лично через двадцать лет регулярной практики асана дается легко, то он по умолчанию предполагает, что так у всех. Интересно, что именно опытные, заслуженные преподаватели часто теряют самокритичность и не слышат обратной связи. Реагируют на сообщения об опасности их подачи с раздражением, отмахиваются как от мухи, отворачиваются, зато позволяют своим преданным поклонницам тебя обгавкать.
Притом, слабенькие занятия не по мне: моему телу надо заметную нагрузку.
А еще у меня есть любимые упражнения, которые мало кто дает в занятиях. Например, наули. Пранаямы. Бандхи. Самомассаж. Упражнения для глаз.
И вот уже года три (надо посмотреть, а может и больше), как я нашла ведущую, с которой мне комфортно. Кто нагружает так, что тело блаженствует, но не перегружает. Кто заставляет попыхтеть, но не гонится за победами. Кто много дает упражнений на мышцы кора, что мне всегда нужно. С кем у меня почти совпадает темп, что немаловажно. Кто слышит обратную связь и меняется, чтобы стать лучше.
Ну и ее занятия внезапно хорошо пошли на удаленке, они помогли мне пережить самоизоляцию так, что я и не заметила неудобств.
Рискну посоветовать вам Ирину Даранову. У нее учитель в Индии, к которому она регулярно ездит уже лет двадцать. Еще она преподает каларипаятту (очно), занимается в цирке Упсала с детками с синдромом дауна, а недавно сертифицировалась как преподаватель контактной импровизации в воде и прошла курс соматики.
Сейчас есть возможность начать у нее занятия по скидке. Три раза в неделю по часу онлайн. А кому нужно - очные занятия в Питере, спросите про них сами.
И вот дизайн, который я сделала для ее школы. Не знаю, будет ли использовать, но сделала.

143529542_3553170368063934_5401933709971334813_o
Tags: телеска и духовка
Subscribe

  • Новые фото на сайте

    У нас много чудесных фоток с прошедшего тренинга и концерта в кафе Март. Автор Яна Лебедева Смотрите и радуйтесь. Найдите себя! 6,…

  • Что будет на тренинге?

    Вот спрашивают. Оля, а ты могла бы сделать видео-пост, где ты рассказываешь, что будет на тренинге? У меня уже пара человек спросили что будет на…

  • (no subject)

    Вот так это было и будет не хуже 6, 7, 8 марта, Петербург - трёхдневный творческий тренинг Ольги Арефьевой

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments