Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Category:

Смотр, сука, строя и песни

Почему меня настолько цепляют такие видео? Пару лет назад запостила, как дети исполняют Богемскую рапсодию.
Был большой резонанс, и неожиданно не всем это понравилось. Сейчас не помню, чем, не могу найти этот пост. Но есть люди, которым не нравится, что дети играют не Баха, а Меркьюри. Не в форме, а в джинсах и кофтах. Не строго и из-под дисциплинирующей указки, а весело и с плясками.
Вот подобная съемочка. Просто рядовое исполнение в классе, не выступление даже. Но у меня внутри так щемит.
Это то, чего мне вообще не дало мое детство. Тут и музыка, к которой меня не пустили, а которую выгрызать пришлось у мира уже во взрослом состоянии. Не получив музыкальной школы, я сразу изучала ноты со мозгосжигающей скоростью в музучилище, непосредственно в процессе решения задачек по классической гармонии и составления прогрессий септаккордов в джазовой гармонии. Так до сих пор и хромаю - ноты читаю если только совсем по складам и самые простые, но зато прогрессию джазовых аккордов составить могу.
И всё учила одна. А тут и коллективное переживание музыки - когда играют вместе, и это не тупое повторение примитивной мелодии с кучей неподготовленных, непоющих, фальшивящих и саботирующих детей с орущей учительницей.
И не изматывающая многочасовая маршировка по раскаленному пионерлагерному асфальтовому плацу со стократным повторением одной и той же тупой патриотической песни. До сих пор ненавижу. Смотр, сука, строя и песни.
А классная мелодичная и вовсе не примитивная музыка - со многими частями, с подголосками и полифонией.
И это неформальная музыка - та, которая нравится. Озборн внезапно. Можно ведь изучать мелодию, ритм, гармонию, полифонию и инструментовку на живых и любимых песнях, а не только на сухих и выхолощенных примерах, которые в юном возрасте еще невозможно почувствовать и полюбить. Мне вообще-то всякая музыка нравится, но почему надо обязательно на кислых примерах учить? Почему надо заставлять учеников? Ведь можно любить и увлекать.
Я, впрочем, думаю, я все равно бы взахлеб училась даже в той советской провинциальной музыкальной школе. Но ее мне не дали.
И сейчас завидую свободе этих деток, их обычной одежде, не школьной форме. Тому, что они вовремя изучают навыки, которые в этом возрасте легко и навсегда усваиваются. И их явно не принуждают. Их заинтересовывают.
По моему ощущению, шанс и первичные навыки надо давать всем детям, не выбирая из них только талантов для будущих побед. Вернее, выбирая, конечно - талантам нужна усиленная программа и особые классы. Но главное - не пренебрегать остальными. Учить не для лауреатства и чемпионства, а вот просто для того, чтобы потом умели наслаждаться красотой и творить ее, чтобы работали центры мозга, воспринимающие звуковысотный и ритмический язык. Чтобы вообще пропало из обращения это идиотское выражение «нет слуха». Господи, да это как нет речи и письма! Конечно, их и не будет, если ими вообще не заниматься. Это как диагноз человека-Маугли. Говорить учатся в определенном возрасте, и музыке легче всего научиться в детстве.
Стоит немного позаниматься, как становится совершенно ясно, что мифический мистический дар - музыкальный слух - это всего лишь работа определенных центров мозга, которая поддается довольно заметному развитию. У детей - особенно.
Взрослым же в тыщу раз труднее. Надо иметь серьезную мотивацию, чтобы взрослому начинать и продолжать учиться музыке. И обычно эта мотивация - не замеченные и не развитые в детстве способности, которые всё еще стучатся из человека и хотят реализации. Неграмотные самородки вынуждены во взрослом состоянии с трудом выгребать против течения к своей мечте вместо того, чтобы вовремя получить в руки весь теоретический и слуховой инструментарий и дальше наслаждаться ежедневным естественным прогрессом.
А у взрослых работа, дети, заботы, квартирный вопрос и пожилые родственники... И если человечество понимает, что ребенку зачем-то надо учиться писать, считать, рисовать, танцевать, заниматься музыкой и шахматами - то для взрослых эти занятия остаются в области неважных и ненужных хобби. Посчитать можно на калькуляторе, сообщение послать голосом, а физику, химию и геометрию пусть специалисты знают - те, кто их в профессии каждый день используют. Музыка включается одной кнопкой, это просто. Подобрать мелодию на инструменте - а зачем?
Или уж общество требует от занимающихся такой «ерундой» оправдания - профессионального уровня и достижений. А до них как до луны, вот руки сразу и опустились. Некомильфо и поздно начинать заниматься «детским хобби», будучи взрослым. Это может делать или ребёнок, или уж блестящий профи. Так что положи инструмент, не позорься.
Так вот и не развиваются дарования. И пропавших ростков гораздо больше, чем кажется. К музыке (рисованию, танцу) тянется огромное количество народу. Музыке, которую им в детстве не дали.
И взрослые люди боятся сделать шаг - купить инструмент, начать первые на нем упражнения. Кажется, что на это надо какое-то специальное дозволение, допуск, чтобы кто-то компетентный сказал «тебе можно».
И сразу на пути встают трудности - в каждый инструмент же надо вложиться. Примерно настолько же, насколько, скажем, в иностранный язык. Очень похоже. На начальном уровне можно освоить первые несложные фразы, а дальше начинается бесконечная перспектива развития, которое никогда не окончательно, и наслаждение целым миром возможностей. И везде нужны терпение, практика, применимость в жизни, общение с живыми активными носителями вокруг, а также теория. Когда любишь, оказывается - что теория не так уж сложна. Она просто объясняет и систематизирует то, что и так чувствуешь. Но люди боятся теории. Не понимая, что от нее будет в сто раз легче.
И еще думаю - другим бы был мир, если бы всех деток вот так с детства заинтересовывали музыкой и учили ей для начала на доступном уровне. Кто пойдет дальше - тот пойдет. Но остальные уже будут небезграмотны, смогут спеть и сыграть любимые вещи. И по-другому будут воспринимать окружающее искусство! Понимать, как оно устроено, понимать, почему этот музыкант хороший, а этот так себе, уметь восхищаться вершинами. Не просто повторять выученные имена или откровенно называть музыкантов дураками и бездельниками, которые пилят непонятно что. Если непонятен язык, если собеседник не дорос до беседы - то да, говорящий выглядит производящим бессмысленные звуки, даже если говорит сложнейшие, умнейшие и интереснейшие вещи.
Я хочу, чтобы у людей не были с детства обрезаны возможности. Понимаю, что так себя ведет каждый специалист: математик хочет, чтобы всех учили именно математике вместо дурацкой физкультуры. Физкультурник хочет, чтобы всех с детства готовили к большому спорту вместо дурацкой литературы и не давали отлынивать от тренировок под предлогом театрального кружка. Всяк смотрит сквозь свой тоннель реальности.
И все же мне кажется, что музыка - базовая штука, она - весточка из божественного мира, который к нам всё время заглядывает. И если смотреть на цель жизни не как на то, чтобы выжить любой ценой, переработать в мусор максимальное количество природных ресурсов, не чтоб больше передач поглотить, не чтобы выпить больше пива и съесть больше чипсов, а как на что-то имеющее нематериальный смысл, то музыка - мостик к божественному.
И именно самые «ненужные», абстрактные области человеческого применения часто оказываются самыми осмысленными. Ну умрешь, и накачанное или пузатенькое тело исчезнет. Но останется тонкая информация об опыте многообразного управления им. О лыжах и танцах, об уборке и отжимании. Дом исчезнет. Но останется опыт того, как ты его строил своими руками. С ребёнком расстанешься, но унесешь опыт, как его растил. Картины на земле останутся и пойдут на помойку или самый дорогой аукцион, тебе уже неважно. Но сохранится принцип красоты, который ты так долго ловил, практикуясь у холста. И даже если нарисовал пару картинок - они тоже опыт. Инструмент позабудешь, мелодии свои утратишь. Но останется принцип поиска красоты и опыт взаимодействия с ней. Тексты на фб уйдут в глубины ленты, написанные книги останутся в прошлой земной жизни.
Но мы унесем с собой опыт напряжения всего невидимого себя, всех знаний и интуиции в поиске наилучшей формы. Опыт оттачивания формулировок, протягивания связной мысли, прозревания внутренних механизмов вещей и явлений. И чем больше в жизни мы посвящаем именно этому - невидимому, неоцененному в монетах, казалось бы, необязательному и даже бессмысленному - тем больше нетленного копим. Такое у меня ощущение.

Tags: музыка, общество, психология
Subscribe

  • Потому, что могу

    Иду я потихоньку по одной из центральных улочек в центре старой Москвы, любуюсь на погоду и здания. Тротуар узкий, на улочку выходят сплошь…

  • Существуют ли враги за кордоном?

    Всё же хочу проговорить до видимой мне глубины мысль про войну. По моему давнему ощущению, которое никто пока не опроверг, мы все здесь находимся в…

  • (no subject)

    А это мой дед Александр Якубин, который не вернулся с войны. И самое неуместное, что можно делать, вспоминая о павших - это «можем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments