Ольга Арефьева ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева ark.ru
olga_arefieva

Category:

Ушибленные музыкальным образованием

Если говорить о простых пользователях музыки, то что-то не могу уже видеть ушибленных музыкальным образованием и их отрицание, вызванное заметными психологическими травмами. Взрослые люди сжимаются, в глазах ужас от простейших вещей. А потом начинают рассказывать про то, как их в детстве мучили, заставляли, и чуть ни плачут. А сами музыку любят, и к ней способны.
Ну что за безобразие? Также больно видеть тех, кто при встрече с информацией за первый класс музыкальной школы говорят «я этого не знаю, не понимаю» и сразу пассивно опускают руки. А копни - каждый может после пары занятий.
Правда, эти занятия приходится наполовину тратить на то, чтобы расколдовать человека, растолковать ему, что бояться нечего. Надо всё время отвлекать игрушками и показывать, насколько всё просто и сейчас получится. Преодолевать сопротивление.
Мне таких ужасно жалко и всегда безумно хочется помочь. И это у меня получается, что интересно. Только поток травмированных бесконечен - это последствия целого периода в стране.
Но почему тогда все говорят, что музыка - это очень сложно? Сложность ее в другом. Теория - в принципе, простейшая, изучается мигом при желании, это уровень математики за третий класс. Выучивается семь названий нот, знаки альтерации и нотного правописания, выучивается, как нота выглядит на инструменте - на клавиатуре это происходит быстро, на других инструментах подольше - и в принципе человек вооружен.
Но для чего вооружен? Для личной практики. Дальше начинается самое главное: надо слухово соотнести теорию с ощущениями от реальных звуков произведений, научиться эти ощущения внутри себя различать. Отличать на слух кварту от квинты, субдоминантовое ощущение от доминантового, пунктир от свинга, большой мажорный септаккорд от малого мажорного, терцкварт от квартсекста. Научиться это слышать в произведениях. Набрать слуховой багаж и механические навыки в руках - быстрое попадание в нужные клавиши, уверенные готовые гармонические ходы в употребимых тональностях.
Или обратный путь: любовь к музыке и ее слышание уже есть, а теория расскажет, как именно люди договорились называть то или иное музыкальное ощущение, как классифицируют типичные музыкальные обороты, как они работают.
Это удобно - пользоваться теоретическим инструментарием. Сначала простейшим, потом может возникнуть интерес к сложному. Но не насильно, конечно.
И всё это - лишь промежуточный технический этап, как письмо и чтение. Дальше - вся литература мира. В случае с музыкой - вся музыка, созданная человечеством. Игрушечные или настоящие, более или менее сложные музыкальные задачи.
Но даже простая песенка тренирует душу. Любой шажок вперед, хоть изучение и применение первых трех аккордов - это событие, притом, судьбоносное. Человек перестает в музыке быть пассивным и прибитым, напуганным и неуверенным. Он творит и участвует сам в искусстве.
Если бы это было абстрактное знание - еще туда-сюда, можно и не знать. Как девайсами пользуемся и не знаем, что внутри. Как космогонию знаем приблизительно, нам важнее уметь разбираться с ключами к дому, понимать, что такое деньги, уметь включать и выключать газ и воду.
Музыка же лежит на грани между абстрактным и практическим. Казалось бы, без нее можно жить. А на практике - нет.
Оказывается, она - важнейшая часть человеческой жизни. Учить ей только талантливых - всё равно, что читать никого не учить, только избранных по конкурсу. А остальные пусть живут и не мучаются, обойдутся без книг. Но на самом деле они - мучаются, потому что не исполняют свое предназначение, не получают запланированные уроки души.
Да, кому-то грамота не поможет, и обучение будет зря. Но мое сердце болит за тех, кого безграмотность лишила важнейшего и запланированного судьбой куска жизни. Ампутировала, можно сказать.
Когда люди говорят, что вовсе не собираются петь и играть, это совершенно не значит, что они этого действительно не хотят. Это может маскировать смущение, выученную беспомощность и попытку сохранить лицо. А маленький ребенок, лишённый самой лучшей на свете игрушки, внутри плачет.
И еще замечу. Попытавшись исполнить самую простую музыку, человек уже иначе слышит и воспринимает чужие исполнения. Заглянув в ее структуру, начинает больше понимать, от чего влюбленные в музыку люди получают такие глубокие ощущения.
Человек испытывает максимальное погружение, когда музыку не только слушает и дергается под нее, а напевает, наигрывает, аккомпанирует себе и исполняет. Способен подбирать любимые песни, даже сочинять свои произведения. А для этого нужно хоть минимально знать ее конструкцию и способы записи - классические вроде нот, или альтернативные вроде аккордовой цифровки или пианоролла.
Но в обучение надо заманивать, а не запихивать. Знания надо подавать как самую привлекательную на свете ценность (чем по сути они и являются). Педагогическое насилие - не проблема музыки и ее предметов. Это проблема педагогов, которую они сделали проблемой учеников. И покалечили кучу народу.
Притом, именно в детстве всё нужное усваивается мгновенно. Если человек не занимался с детства музыкой, спортом, балетом, у него во взрослом состоянии нет или мало шансов на победы и высокие достижения. Но чтобы добиваться чемпионских результатов, надо работать по-взрослому. А ребенок не хочет и не понимает, зачем. Тогда родители и педагоги давят. И ломают. Получают ненавистника музыки вместо чемпиона. Или чемпиона с большими психологическими проблемами.
Но ребенок хочет изучать только то, что ему нужно. Надо лучше всех гонять компьютерные игрушки, чтобы блеснуть в глазах сверстников - добьется. Надо тряпичный мячик подбрасывать ногой лучше соседа - будет день и ночь трюки отрабатывать.
Чтобы музыка стала нужна - надо ее любить и применять.
Многие и любят, но простые эстрадные, рок- и бард-песенки. И ими хотят похвастаться перед сверстниками. На мой взгляд, и учить тогда надо с них начинать. Лишь потом постепенно Баха с Генделем подсовывать. Но это же педагогу надо напрягаться - выяснять вкусы младенца, учитывать его личность, составлять ему индивидуальную программу. Ноты писать в конце концов, а не готовые брать.
И сочинять другие учебники. Правильно Серега Калугин в дискуссии высказался: «Проблема в основном в том, что учебники писали люди, вообще не способные себе представить ощущения человека, полностью неподготовленного. Собрался товарищ постичь теорию, берет учебник и читает: "Натуральный звукоряд имеет значение не только для тембра. Некоторые интервалы этого ряда положены в основу музыкальных строев и регламентируют их внутреннюю структуру, способствующую выявлению качественных отличий между разными строями".....Чобля?(( Папа, ты с кем сейчас разговаривал? И всё, книга закрывается навсегда. Я объясняю ученикам теорию на спичках, от общего к частному. Уходит на это три часа, а не семь лет, как в музыкалке».
Три часа и вся жизнь практики. Думать, что эти три часа решат все проблемы - наивно, но это важные три часа.
Объяснять проще - на пальцах, спичках и игрушках - этому сейчас постепенно все учатся. Видеоблогеры рассказывают музыку по принципу «лучшее объяснение - от соседа по парте, который только что сам понял и может перевести на детский-пацанский-человеческий».
Старая педагогика, основанная на насилии и пафосе, на дутом наукообразии и непререкаемом авторитете учителя - отживает. И травмированные ею люди могут выдохнуть и, наконец, попробовать заглянуть в музыку без ужаса.
Это целое дело - залечить такую рану, и ещё не самую большую из полученных людьми за прошедшую эпоху. Она - часть общей травмы от той системы. Сейчас многое меняется, пересматривается и оздоравливается: семейные отношения, гендерные, отношения с государством, отношения в иерархии начальник-подчиненный. Из рабского, жестокого, насильственного, основанного на уравниловке и хождении строем общения - к более ориентированному на личность, индивидуальному и человечному. И маленькая часть этого процесса: педагогика. И ее еще меньшая часть: музыкальное обучение.
Вы скажете: если всех начнут учить по аккордам и песенкам, никто не доберется до Дебюсси и Шёнберга!
Отвечу: доберется. Но по доброй воле. Тот, кому действительно надо. И в тот момент, когда сам дозреет до них. Старый вопрос: надо ли было в школе заставлять детей читать Достоевского? Я вот лично именно в школе его прочитала и получила огромное впечатление. Но с тем же Толстым не сложилось, и до сих пор никак не преодолею отторжение.
Как такую проблему решать? Как привыкли - насилием - уже неактуально. Думаю, пора все-таки учиться заманивать. Вовремя подсовывать лучшие образцы. Уметь дожидаться, когда сам захочет. Но для этого надо музыку любить самим. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он был не таким, как вы - он же учится именно у вас. Любите Дебюсси - он тоже заинтересуется.
А вот если хотите просто сдать его в музыкальную школу и обратно получить вместо оболтуса культурного человека - не получится, если вы сами оболтус.
Так что начинать с себя - не такой уж невыполнимый совет. А еще лучше - не отыгрывать на бедном ребенке не сыгранное самим, а перестать себе врать и начать собственную жизнь реализовывать. Такую, какой она должна была быть, но не состоялась.
И вообще, мы пришли опять к старому философскому вопросу: зачем человек живет? Чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям? Вечно соревноваться, бороться, бежать белкой в колесе и добиваться ненужных целей? Разрушать себя и всё вокруг? Или быть счастливым? Или страдать? Или получать уроки души в произвольном порядке и количестве?
Страдание, бессмысленность, насилие, разочарование - тоже уроки. Хотя бы для того, чтобы получивший их потом сказал: больше - никогда! Не позволю себя ломать и не позволю себе ломать других. Цена в целую жизнь для этого не так уж велика, если этих жизней много. Но не обязательно ее платить. Можно, и лучше - что-то понять на берегу, а не лезть в круги ада и не ввергать туда своих близких. Перейти на добровольные и ненасильственные отношения - как с музыкой, так и с близкими, как с телом, так и с природой. Это утопия? Или это наша следующая реальность, для которой многие на планете созрели? Кто-то еще не наигрался в войнушку и иерархию. Но кто-то уже умный - и больше так не хочет.


Tags: музыка, психология
Subscribe

  • Укулеле, голос и тело 2025

    Если вы мечтаете о музыке: хотите петь, аккомпанировать себе на инструменте (а то и солировать на нём), хотите прочувствовать участие в ансамбле и…

  • Riu riu chiu

    Ну а вот и вторая новость, о которой я вам не говорила раньше времени. Впрочем, она только что нарисовалась, в обоих смыслах. Когда я выложила песню…

  • Риу риу чиу

    У меня для вас удивительная новость. Я решила перешагнуть через свой перфекционизм. Потому что здесь и сейчас. Потому что внутренних диктофонок у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments