Первое. Альбом Триптиц и проект Триптиц - не одно и то же. Сначала возник альбом. Вернее, хронологически сначала много лет у меня возникали народные сайд-проекты: «Песни о смерти», «Белые цыгане», «Рождественские песни», совместные выступления с Казачьим кругом и басистом Тони Левиным.
Альбом «Триптиц» начинался как альбом духовых гимнов. Песен, которые дают переживание высших состояний, мурашек по коже. Без привязки к определенной культуре, религии и нации. И даже без привязки к тому, авторская музыка или народная. Но так получилось, что то, что я знаю и исполняю в этом направлении - это по большей части русские духовные стихи. И хотя в альбоме одна песня моя («Смерти нет»), одна - переведенный греческий духовный гимн («Агне Парфене») и одна - пересказанный и транформированный мной индийский гимн («Стотрам»), в основном это все же русский народный материал.
Когда я задумывалась о названии для нашего трехголосного проекта народных песен - название «Триптиц» подошло больше всего. Нас трое и мы поем как птицы.
Подобным образом наш спектакль KALIMBA дал название сделавшей его творческой группе на долгие годы. Сначала имя спектакля, потом группы.
Так вот, на концерте мы не будем исполнять альбом «Триптиц». Образно выражаясь, это другой спектакль того же театра. Тем более, альбом сделан вместе с Ковчегом, а здесь наших музыкантов не будет.
А мы за прошедшее время провернули огромный объем работы, во-первых введя в наш ансамбль третий голос - Елизавету Львову. Это было весьма большое дело - переделывать всё на трехголосие и глобально спеваться в новом статусе и расположении голосов.
Во-вторых, мы освоили много нового материала, уже далеко выходящего за рамки одного концерта. И продолжаем двигаться в этом направлении (куда-то вширь, во всё сразу), даже не с целью концертов, а просто осваивая и переосмысливая народные песни, накопленные за жизнь, да и изучая новые.
В-третьих, на альбоме Триптиц увидела свет первая электронная аранжировка, которую я сделала. Ею открывается диск: это песня «Ня белая». Сейчас таких аранжировок у меня появилось энное количество, и ожидается в ближайшее время выход двух альбомов моих песен, оформленных исключительно таким способом. Третьим будет следующая серия Триптица. Не знаю, может назову его «Трирыб». А может нет. На сегодняшний день у меня 23 народных песни с электронными аранжировками. Это количественно - два возможных альбома или целый концерт. Нет, я не играю целые концерты под плейбэки, я вкрапляю их понемногу, сравнение привела просто для осознания количества. Да и альбомы соединяются не механически. По смыслам, настроениям они могут распасться больше, чем на два диска, нарастет что-то новое к ним в дополнение. Постепенно же у меня появляются все новые аранжировки. Это большая работа, весьма долгая, так что я стала гораздо меньше монтировать видео. Много времеемких процессов одновременно вести невозможно, что-то надо выбирать.
Кстати, аранжировка народной песни - вообще непростой и скользкий путь. Многие брались, но результат такой, чтобы песню не испортить и не превратить во что-то другое и чужеродное, да и вообще не опошлить - достигается далеко не всеми и не всегда. И тут попытки - конечно, не гарантия успеха. Но мне, с моим вкусом и художественным зрением, очень нравится, что получается. Понятно, с чего бы я стала делать, что мне не нравится? И хорошо-плохо тут несколько субъективны. Но, пусть я люто самокритична, куда больше, чем зрители и слушатели, мне нравится. И зрителям, уже услышавшим это в Питере, тоже. Я услышала тысячу восторженных и благодарных слов. И нет, это не то же переживание, что от современных или моих песен. Оно другое до уникальности.
В этот концерт мы включим существенное количество русских народных песен с новыми плейбэками. Наверное, треть. И это для нас событие, надеюсь, и для вас. Остальные песни будут акапелла и под очень умеренную гитару.
Третье. Мы услышали упреки и недовольства, что такой концерт устраиваем на площадке кафе. Дорогие друзья. Подходящие концертные залы у нас в столице постепенно вымерли или съедены. Все площадки, где есть свет, аппарат и вменяемая администрация, постепенно кончаются. Притом, замечательные дворцы, предназначенные для культуры - это мертвые имитации, в которых невозможно что-то делать, либо будешь работать себе в убыток. При абсолютно пассивной и загребущей администрации в красивых кабинетах будешь работать лишь на ее аппетиты, но самому придется привозить и развешивать свет, ставить аппарат, колотиться с рекламой и так далее. А еще вести кучу сложной документации, отвечать перед контролирующии органами и много чего нетворческого. Упомянем хотя бы то, что сейчас во многих государственных залах нельзя продавать билеты. Бесплатно - выступайте пожалуйста. А они себе галочку поставят о проведенном мероприятии. Но наша работа - уникальная, огромная и высококвалифицированная. Еще и связанная с привозом участников из других городов. Мы не играем в такие игры. Ибо нам не только надо что-то есть, мы должны поддерживать творческий процесс, который требует технологий, аппаратуры, объемной и постоянной работы вне сцены. Запись аудио, создание и запись аранжировок, монтажи видео - все это большущий ежедневный труд, а не легкое хобби на досуге.
Так вот, скрещивание искусства с кафе - это неприятная, но данность сегодняшнего дня. Тут баланс затрат и доходов более-менее укладывается в логику. И в таких местах не вялая и равнодушная администрация, как в госзалах, а деятельная и активно участвующая в процессе. Для меня само общение с равнодушными, имитирующими деятельность людьми травматична, не хочу их видеть и встречать.
Потому как только найдете живой и нормально функционирующий зал со светом, аппаратом и решенными административно-рекламно-билетными проблемами, желательно в центре Москвы - сообщайте. Будем там выступать. Но не можем играть в игры, где мы работаем себе в убыток, а кто-то получает прибыль и ставит галочки о проведенных мероприятиях.
Нам тоже не нравится многое в кафе. И не нравится, что некоторые едят или подзывают официантов во время песни. Не все люди воспитаны, не все имеют ощущение интуитивной уместности. И ломает это и меня, и зрителей, только самих невоспитанных не ломает. Но у нас есть возможность лучше себя вести самим и понемногу воспитывать приходящих на концерты.
В остальном в этом месте хорошо: баланс дохода-прихода, налаженная техническая сторона, работающая администрация, близость центра: от Пушкинской кафе Март - это пешком.
Потому все вместе абстрагируемся на месте от тех неудобств, которые там связаны с баром и кафе, и даже находим положительные стороны. Там вполне уютно, и потолок высокий, и рояль есть.
Или этих концертов не будет.
Мне очень многие писали: «когда же мы увидим это в Москве? Ждем, завидуем, переживаем». И, кстати, на все наши предыдущие концерты с народной песней мы собирали очень много зрителей. Они явно есть. Мы выступаем с этим новым проектом или подобными ему крайне редко, так что ловите момент.