-Смотри, Машка идет!
-А ты с ней спал?
-Нет. А ты?
-Тоже нет. Да ты что, к ней не подступишься!
-Вот шлюха!
Извините, вызвало ассоциации с отношениями модели и оператора.
Для некоторых съемка - это просто съемка. Создание искусства, фиксация события, способ пообщаться.
Для некоторых - акт, который вкраплены подозрительные оттенки. Непонятное вожделение, оттенки самоутверждения, ощущение доступа к телу на грани вторжения и дрожь от ощущения временной власти над снимаемым объектом. Вообще, объектив у некоторых в руках становится инструментом похоти. Это и впрямь инструмент любви. В нем есть что-то фаллическое. Но это и естественно. Ты снимаешь прекрасное и наслаждаешься этим, сливаешься с этим, выражаешь свое восхищение и пытаешься поймать мгновение красоты.
Но когда это, в общем-то хорошее, ощущение загрязняется токсичными нотками, чувствительные люди не могу не замечать - что-то не так. Я принадлежу к таким тонкокожим, и поэтому вовсе не в восторге от прямо любого наведенного на меня объектива. Более того, считаю вторжением съемку без согласия и разрешения.
Тут есть тонкий момент - например, уличная фотография. Когда человек просто снимает текучую жизнь вокруг и иногда делает великие фотографии. Конечно, он не успеет спросить разрешения у всех прохожих, попавших в кадр. Мало того, это убьет непосредственность присутствия людей, они станут напряженными куклами и встанут анфас. Или разбегутся. Потому существует невысказанная, но определенная и довольно тонкая этика в поведении фотографа. Он должен быть энергетически корректен, его взгляд не должен быть сальным, агрессивным, вторгающимся. Либо это человек-невидимка, имеющий совсем нейтральное поле, либо он очень положительный - при взаимодействии с кем люди раскрываются, испытывают удовольствие, ощущают доверие, чувствуют себя сильнее и красивее. И потом рады и горды, что присутствуют на этих фото. По крайней мере, не относятся отрицательно. В любом случае между оператором и моделью отношения должны быть добровольными - как в мимолетных съемках, так и в договоренных.
Артист на концерте - это не мимолетная съемка. Он стоит на сцене и никуда не может деться. И если ему не нравится навязанное взаимодействие с незнакомыми и не всегда корректными операторами, он вполне может ограничить вторжение в себя с подозрительными целями. Отсюда запреты на «дикую» съемку.
И каков путь для фотографа, чтобы преодолеть эти препоны, если снимать хочется?
Подскажу. Договориться. Выразить чистоту своих намерений, вызвать симпатию, гарантировать корректное поведение на концерте и последующее этичное обращение с материалом, уверить в своей приличности, показать творчески состоятельные работы. И быть готовым к отказу. Не всегда артисту хочется и есть возможность объяснять, почему. Может, этот человек не понравился, показался подозрительным или энергетически отталкивающим, может работы у него слабые. Может сам артист считает, что сегодня плохо выглядит, не доверяет свету на конкретной площадке, считает, что у него и так много материала, считает, что будет тесно - да мало ли. Он не должен свои причины озвучивать прямым текстом. Нет - это значит нет, и это право артиста и каждого человека. Никто не обязан обязательно соглашаться на все предложенные взаимодействия.
А какой способ неправильный?
Наговорить артисту гадостей, попытаться проломить его границы, еще раз наговорить гадостей.
Это не поможет вам обрести доверие, теплоту и не октроет вам мигом все двери. Напротив, на этом ваш канал общения будет заблокирован. Сообщу по секрету тем, до кого не доходит, вроде человека, который атаковал меня сегодня.

