?

Log in

No account? Create an account
Журнал Ольги Арефьевой
Ямщик, не гони ложь идей!
Это не пост как таковой. Это мысли, высказанные в переписке.… 
8th-Jan-2019 01:30 pm
Это не пост как таковой. Это мысли, высказанные в переписке. Обсуждаем, чего бы еще и как снять. Камера, песни, идеи есть. Но вот, во что упирается дело. Дальше письмо.
В съемках я любитель. Опытный, продвинутый, многое видящий и сделавший, но я действую без режиссёрского и операторского образования, и у меня многое происходит по наитию. И вот к чему я пришла: благодаря всему, что я сняла и смонтировала, я стала видеть, когда кино настоящее: работа оператора, построение кадра, сюжет или неявный сюжет - когда видео абстрактное. И все же для меня это на уровне чуда - когда снято безупречно. Интересно, что хорошими бывают работы операторов, например, в сериалах. Не только в серьезных фильмах. А в клипах кто во что горазд, это так. И тоже я вижу когда сделал профи - даже если это рекламная нарезка, как недавно видела на ролике лекции Лилии Ким. Просто ролик - но в нем все признаки настоящей работы! И я искренне и по-хорошему завидую, когда вижу работу профи. У меня такого полноценного умения нет.
При этом к своему уровню я всё равно прошла огромный путь. И тоже начинала с интуитивных поделок. И все же была со мной удача - они у меня более-менее получались. Тут важен поток энергии, вдохновения, какой-то бескомпромиссности. Того, что ты горишь, и люди рядом горят и поддерживают. А вот с годами я начинаю думать, что съемки без плана и раскадровки себя исчерпали. Получится снова то же - как в анекдоте «хотели производить утюги, но всё равно получается автомат Калашникова».
Я, получается, в своем кругу самый сильный и опытный человек в кино. И при этом ощущаю себя катастрофически неопытной и недостаточной для того уровня, который мне сейчас интересен. Мне важно делать то, что является шагом вперед, а всё другое неинтересно. Это логично: всю жизнь учимся и ви’дение горизонтов открывается с каждым шагом. Очень хотелось бы альянса с кем-то сильным и профессиональным. Но, похоже, все серьезные операторы и режиссеры работают уже за большие деньги и на хлебные заказы.
Вообще-то учиться самому и снимать самому - это офигенно интересный опыт. Он более медленный, зато дает то, что не потеряешь уже никогда. Когда каждый нюанс на своей шкуре прожит так глубоко, когда ответы на все вопросы ищешь самостоятельно, когда годами точишь глаз, когда понимание и ощущение кадра намываешь как золото, самостоятельно, по крупинке. Без руководителя, который за тебя спланирует все, без людей, заранее понимающих в свете, в композиции, идеях. Это совсем не то, что получить всё готовым - в одно ухо влетело, в другое вылетело.
Но увы, такое кино так и будет школярским барахтаньем, возможно, на долгие годы и даже на всю (эту) жизнь.
Мне еще кажется, что режиссер - это самая высшая профессия, в нее так просто не войти, нужно от рождения обладать рядом непростых наработанных свойств. В голове проектировать и в нюансах видеть сложнейшее будущее, управлять людьми, их психикой и дисциплиной, техникой и материальными ресурсами.
А еще я часто думаю, что самое лучшее обучение оператора - это взять интересное видео, которое вот прямо нравится, и перерисовать в нем кадр за кадром. Я даже делала это один раз, но процесс очень много времени занимает. Хочу еще такое поделать. Это очень полезно. И надо этим заниматься долго, препарировать так не один клип или фильм.
И вот когда в голове видишь и на бумаге заранее нарисовано всё, что будешь снимать - можно создать кино другого уровня.
А просто взять камеру и бродить в поисках красивого, как мы делали - это получится наивное искусство снова.
Второе - это люди в кадре. Они должны обладать свойством красоты и магии. Большая удача - найти того, кого хочется снимать. Я в последнее время редко вижу людей настолько ярких и прекрасных, что из них можно сделать волшебство. Впрочем, у истинного режиссера в глазу такой проектор: он наводит на человека и настраивает луч. И человек становится прекрасным. Это не запросто, тут какая-то магия с обеих сторон, нужны желание и накопленная сила. Я могу прозревать людей, но не по щелчку пальцев. Это большие энергозатраты, и мой глаз не на любом срабатывает. Чаще всего я просто не понимаю, что можно сделать из конкретного человека. И у этого есть причины. Люди должны вкладывать длительные усилия в невидимое, и делать это совместно, - тогда есть шанс. Должна быть готовность идти и работать, рисковать и доверяться. Это бывает когда объединяет какое-то дело или длительная тренинговая работа. В современном мире этого мало или нет. Люди не хотят усилий неведомо зачем.
Если снимается кино, сериал или готовится большой сценический проект - там престиж и деньги, и ради них люди готовы вкладываться. А если этого нет - то творческим кино-(спектакле)-процессом интересуются только фанатичные маргиналы, одержимые странным. Мы такими были долго, но сейчас вроде уже всё про себя поняли и сняли. А чтобы с кем-то другим найти такой же силы поток, надо сначала искать мотивированных, сильных, красивых людей, а потом еще долго совместно работать над неведомым и нематериальным.

Скриншоты из клипа «Пророк».

3479862123322933248_o575834911143886848_o
83564008992407552_o2725054859802836992_o4698183051996299264_o
9132952697417236480_o4599215366135087104_o1572117472406929408_o
Comments 
8th-Jan-2019 11:18 am (UTC)
Мне это всегда казалось способом видения мира. Я помню, работал в рекламе и напротив меня сидела девушка, у которой было очень крутое визуальное восприятие мира. У нее отлично выходило видео, но текст шел хуже. У меня же получалась игра слов, всякая псевдостиховая белиберда, но видеоряд я мог написать самый простенький. не было неожиданных решений.
Но потом я понял, что и тут все сложнее. Моя девушка фотограф, она видит красоту кадра оператора, но ей очень сложно работаь с динамикой.
Безусловно, всему можно научиться, можно (и, наверное, нужно) расширять свое восприятие, но есть еще и вот эта изначальная предрасположенность.
8th-Jan-2019 11:54 am (UTC)
Да, да, да! Только со словом «изначальная» бы немного уточнила. Не от начала миров, а от начала конкретной жизни. Все предрасположенности - прошлые наработки. Был ли тот, кто нарабатывал, мной, вами или той девушкой в привычных нам смыслах - наверное нет. Но все же он нами был, потому что он и наработки слиты воедино. И то, что мы сейчас делаем, всё идет в копилку духа, все нашми навеки становится, только нас, как таковых, почти нет.
8th-Jan-2019 11:58 am (UTC)
Мне бы очень хотелось верить, что все, что я делаю идет в копилку, даже, если меня не будет.
8th-Jan-2019 01:43 pm (UTC)
Здравствуйте,
все время читаю ваши мысли в буквах о клипах и о визуальном и мысленно веду диалог. И давно мечтается, что может он как-то когда-то и в реальности состоится.
Очень было бы интересно сотворчество в плане клипов, на самом деле у тех, кто за камерой тоже не все так просто, ты попробуй найди людей, которые с тобой на одной волне, а потом еще и материальное подкрепление к тому, если виденье совпало.
Можно я вам ссылку дам на фильм, который мы делали с подругой о фестивале контактной импровизации, вдруг вам интересно будет https://www.youtube.com/watch?time_continue=475&v=X1wmz-gyneM
А еще у меня есть желание, попробовать силы в анимационном клипе. Занимаюсь анимацией уже несколько лет и желание это пульсирует то фоном, то более явно, может вам такое интересно тоже?
Могу немного больше расскать, ссылки приложить, если да.
This page was loaded Mar 22nd 2019, 5:18 pm GMT.