Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Categories:

Песни о смерти - правильное интервью правильного человека

Интереснейшее интервью Алексея Коляды. Пришло ко мне очень вовремя (почитайте прошлый пост, а также пост о наших с Калимбой планах). Параллельно мы идем с Алексеем. Он ведет группу по народному пению - и я веду (только он опытнее, я у него многому учусь). Вещи, надо которыми мы интенсивно размышляем, практически идентичны. Всем, кто интересуется пением - читать в первую очередь.


фото с концерта "Ковчега" с Тони Левиным
на Goldenmask, куда мы пригласили участвовать
группу Алексея Коляды "Белосвет".



"- Какое может быть творчество, если ты поёшь уже кем-то сложенные песни? Ты же не сам их сочиняешь здесь и сейчас.
- Творчество в том, что, во-первых, мелодия в русском этническом пении - весьма условное понятие. Там мелодии нет, а задаётся, как говорят джазовые музыканты, направление. Направление задано определёнными опорными звуками, которых обычно 2-3 на куплет, а он может петься минуту и более, и к ним нужно приходить, к этим звукам. А всё остальное – чистое творчество. Весь кайф ещё и в том, что человек поёт не из умственных представлений, а из того образа, который он видит, когда поёт. Ведь голос обладает замечательным свойством – он взаимодействует с образами, и при этом сам собой, без вмешательства «мозговых органов» меняется, течёт, перетекает. А если петь не в одиночестве, а в компании, то можно этих людей слушать, слышать и с ними взаимодействовать. И тут самое творчество и есть."

"- Смерть в традиционной русской культуре. Алексей, как затрагивается тема смерти в народной традиции?
- Первое столкновение с традиционным видением смерти произошло у меня в Рязанской области, где я ездил и интересовался местным костюмом. И вот сидим мы с одной бабушкой, и она мне показывает сокровища из своего сундука. Достаёт очередной наряд и говорит: «А вот это у меня смертное. Как помру, меня в это обрядят»… И меня просто вырубило то, как она об этом говорит, то, насколько, спокойное отношение к смерти стояло за этими словами.
Исходно ведь я человек вполне атеистического и научно-естественного склада. Я вырос в такой среде. У меня было своё вполне определённое отношение к смерти, такое же, как у большинства наших современников: это что-то ужасное, неприятное, о чём лучше вообще и не думать. (Позднее я выяснял, откуда я это знаю. Есть такая занятная самоисследовательская работа, могу любому человеку предложить задать себе вопрос. когда, как, при каких обстоятельствах я узнал, что такое смерть, что я при этом чувствовал, думал и так далее). И много позже, время от времени возвращаясь к этому эпизоду, я понял, что в нашей современной массовой культуре какие-то сбои в видении этой части мира. Как-то неправильно мы его видим.
Если вернуться к традиции, то первое, что вспоминается, это примеры из русской классической литературы про деревенских стариков. Они, зная, что им предстоит уходить, идут в баню, надевают чистую рубаху, созывают родню, прощаются со всеми, ложатся на лавку и помирают. Уходят. Эти же факты присутствуют в биографических описаниях простых крестьян."

ЧИТАТЬ ВСЕ ИНТЕРВЬЮ
Tags: пение, смерть, фольклор
Subscribe

  • Kyrie eleison

    Всё вокруг давно стало живым, но она боялась это заметить. (C) Ольга Арефьева. Из ненаписанного. А у нас волшебные народные концерты. 17…

  • (no subject)

    Еще один заплыв в рисовалки. Есть новые достижения. Магический эксперимент не провалился, но прошел почти без результатов и последствий. У меня…

  • (no subject)

    Она проснулась, сразу, не открывая глаз, привычно потянулась к своему одиночеству и с некоторым трудом втиснулась в него. Оно ей было к лицу, но уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Kyrie eleison

    Всё вокруг давно стало живым, но она боялась это заметить. (C) Ольга Арефьева. Из ненаписанного. А у нас волшебные народные концерты. 17…

  • (no subject)

    Еще один заплыв в рисовалки. Есть новые достижения. Магический эксперимент не провалился, но прошел почти без результатов и последствий. У меня…

  • (no subject)

    Она проснулась, сразу, не открывая глаз, привычно потянулась к своему одиночеству и с некоторым трудом втиснулась в него. Оно ей было к лицу, но уже…