Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Category:

Хоровое пение как духовная и экстатическая практика

Продолжаю ретроспективу снятых за год клипов.
Представляю одну из моих самых любимых русских народных песен. Ее текст немного отличается в разных вариантах, но везде начинается одинаково. Иногда «Не внывай», иногда «Не унывай». И это настоящая поэзия - каждый раз, когда пою, переживаю все эти незамысловатые фразы как мистические. Существуют разные мелодии к этому тексту - одна лучше другой. Неудобно говорить «гениальные», но да, с элементом бессмертия. Я знаю ее во многих вариантах - три главных условно называю «монашеская», «казачья» и «духоборская». И еще целый ряд вариантов нашла позже, часть из них совсем редкие.
А вот еще один масштабный и красивый вариант. Именно на него мне очень захотелось сделать электронную аранжировку. Я услышала в нём внутреннюю волну, которая ложится на современную музыку. А еще нотку экстатических песнопений, которые существуют в народных духовных радениях довольно разных стран и традиций. У индусов это бхаджаны, у суфиев каввали, у чернокожих рабов начала прошлого века - госпел. Из множества жанров хоровой духовной песни я выделила эти, потому что их роднит перекличка солиста и хора. Когда солист задает строчку, а хор ее за ним повторяет.
В русской народной песне именно этот прием встречается довольно редко. Гораздо чаще солист запевает, а хор подхватывает, развивая мысль. Потом солист начинает с повторения последней фразы хора, поет следующий зачин, его вновь подхватывает хор. Русской песне больше свойственная такая скользящая схема.
Существует еще вопросо-ответная структура - солист спрашивает, а хор отвечает. Она, например, была распространена в песнях чернокожих, завезенных в Америку. Это были и рабочие песни, и духовные, и песни-сетования на тяжкую долю.
А в выбранной мной песне солист поет фразу, за ним хор ее полностью повторяет. Если знаете еще такие русские песни - пришлите ссылки.
Хоровое пение, особенно духовных песен, сопряжено с очень сильным переживанием растворения, потери ощущения времени, места, тела, перехода в соседний мир непрерывной сверхземной красоты. Это совершенно незабываемое переживание, которым невозможно насытиться. И, к сожалению, потерянная практика в нашей стране. Есть отдельные хоры и ансамбли, есть отдельные любители, но нет общепринятой традиции всем постоянно собираться и регулярно погружаться в многочасовое хоровое пение на голоса.
Раньше хоровое пение бытовало повсеместно, участвовали все от мала до велика, репертуар в каждом местечке вырабатывался свой, все его знали, уверенно вели свои роли в полифонической импровизации, ведущие солисты с годами абсолютно спевались. И вот он доступен - источник вечного наслаждения. Каждый вечер или по выходным - невероятное многочасовое коллективное радение с полным выходом из реальности.
Сейчас мы только осколки можем собирать. Песни разных местностей, большую часть которых даже понять и осознать не можем. Это уже как песни инопланетян. Там зачастую совершенно непривычные нам лады и размеры, другие строи, которые даже не воспроизводятся на темперированном инструменте - ноты по звуковысотности немного сдвинуты в разные стороны относительно присвоенных им классикой. Ну и темы, далекие от нас - природа (где мы ее видим?), сельские работы, домашние животные, растения, другой семейный уклад. Никто сейчас так не разговаривает, как раньше, с деревом, с конем, с туманом, с морем, с рекой, с полем.
В общем, мы потеряли целый космос. Но испытываем по нему тоску. У современных людей, по моему опыту, внутри сидит грандиозный голод по собственному пению, по коллективному музыкальному переживанию изнутри музыки. У всех горят глаза и щеки, когда на тренинге мы в финале поем. Все уже раскачаны и размягчены, и из обычных людей, как бы не умеющих петь, возникает стройный хор. Для многих неожиданно. Волшебство в чистом виде! Но с грустью хочу констатировать, что обыденной повсеместной практики пения в нашем обществе не существует. И места для этого не предусмотрено. Разве что на пьяном застолье обрывочно вспоминать - то Шумел камыш, то обломки русского рока или русской попсы. Последнее пристанище, где постоянно поют на голоса - это церковь. Но там сейчас это в основном делают профи, а не народ. А просто люди в пении крайне ригидны, подавлены и заскорузлы, часто с огромным трудом вообще могут заставить себя издать музыкальный звук. Знают мало песен, не могут держать тон, не имеют понятия о многоголосии, слабо ориентируются в гармонии. Но, к счастью, очень хотят. Правда, теперь уже надо вложить труд, чтобы догнать поезд. По моему опыту, надо дать сильный толчок, чтобы ненадолго вытащить людей на тот уровень, где они могут зазвучать. Чтобы они могли пережить как экстремальный взлет то, что нашим предкам было доступно как воздух, что принадлежит нам по праву рождения, что в норме надо практиковать и развивать всю жизнь, увеличивая своё ежедневное счастье на много градусов. Пение вполне достижимо, но это практика и умения, которые совершенствуются с годами. Начинать, получается, надо с малого. С первой песни. Потом с первого двухголосья. И совсем хорошо, если есть, с кем попеть хором.
В русской духовной песне не принято выходить на большие высоты экстатического переживания. Наша традиция скорее глубока, чем со взлетами, она сдержанна и протяжна. Мы впадаем в измененные состояния когда поем, но без страстей и канте хондо. Не так у суфиев, например. Они поют страстно, пылко, поднимаясь до самых предельных эмоциональных высот.
Из интервью выдающегося суфийского певца Нусрата Фатех Али Хана:
«Когда кавль (“возглашение”) принимает форму песни, оно становится каввали. Обязанность певца-кавваля – уменьшить расстояние между Творцом и творением. Тем, кто ощущает себя отделенным от своего истока, посредством каввали можно напомнить об их истинных корнях. Признак хорошего певца-кавваля: что бы он ни пел – он растворяется в этом. Если я исполняю определенный вид стихов, они поглощают меня, становятся частью моей жизни, и слушатели ощущают это – в том смысле, что здесь возникает момент осознавания. Признак хорошего певца-кавваля или любого другого музыканта – это его способность погрузить своих слушателей в реальность изначального послания, которое заключено в песне. Хороший кавваль во время исполнения сам исчезает. Он просто становится средством передачи послания».

Я услышала в этом варианте «Не унывай» перекличку с экстатическими песнопениями суфиев и с индийскими бхаджанами. Существует и обширная практика соединения их исполнений с современной музыкой. Тут задача - не испортить песню, не потерять послание, а напротив, усилить его, используя современные музыкальные средства. Есть много треков, где это, на мой взгляд, получилось. Например, послушайте певца по имени Кришна Дас.
У нас в стране с подобным соединением пока туго. Отдельно - современность и отдельно - забытые архаичные пласты. Они почти не пересекаются. И все же есть некоторые эксперименты, в том числе и мой. Не знаю, удачный или нет.
По крайней мере, почитайте под роликом довольно бурное обсуждение. Например вот этот перл: «Увы, текст - говно. (мягко говоря). А, в целом - КРАСИВО!!!»



Из альбома Ольги Арефьевой и Ковчега «Триптиц» (2017)

В кадре:
Ольга Арефьева
Алёна Воробьёва
Некая Элис
Елена Калагина
Дарья Красноярова

Оператор Андрей С.
Режиссура, монтаж - Ольга Арефьева

Аудио:
Ольга Арефьева – вокал, идеи, подбор песен, сэмплов
Тимур Ибатуллин – запись, сведение, бас, перкуссия, клавишные, бэк-вокал
Сергей Индюков – гитара
Наталия Жеренкова – бэк-вокал
Елена Калагина – бэк-вокал
Юлия Теуникова – бэк-вокал
Адриан Гусейнов – бэк-вокал
Диана Ибатуллина – бэк-вокал

"Не унывай, душа моя"
(русский народный духовный кант)

Не унывай, не унывай, душа моя,
Уповай, уповай на Господа!
Видишь, Господи, печаль мою,
Печаль мою несносную?

Грехи, мои, они тяжкие!
Ну кого пришлёшь утешить меня?
Или ангела-архангела,
Или сам сойдёшь, Владыка мой?

Я овца твоя заблудшая,
Твоего стада отставшая.
Заблудилася в суете мирской,
Сохрани меня от сапустота! (Отца пустота)

Сапустат меня улавливает,
На худые дела подбивает,
Наставь меня на путь твою,
На путь твою, на истину!

www.ark.ru
2018
Tags: видео, визуальное, красиво умничать, пение, телеска и духовка, фольклор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments