?

Log in

No account? Create an account
Журнал Ольги Арефьевой
Ямщик, не гони ложь идей!
Про Шнура 
19th-Mar-2017 12:27 pm
Тут в споре о музыке настойчиво всплывало имя Шнура, как пример ну прям профессионала. И, хоть были разные люди - кто из поп-индустрии, кто из независимой музыки, хоть спорили люто: продались-не продались, профессионалы-неумейки, но вот на Шнуре как-то внезапно сошлись все: вот профи, которому сопутствует успех. Образец. Я смолчала, потому что долго как-то рассказывать, что я думаю по этому поводу. А щас решила попытаться.
Я Шнура прицельно не слушаю, отдельные песни в виде клипов мне старательно пододвигают под нос некоторые окружающие, потому я в целом в курсе. Но как-то не задумывалась обычно, какая там по качеству запись, какова игра музыкантов, откуда ноги растут у музыки и тд.
И вот настал момент.
У меня бывает иногда проблемка: не могу заснуть ночью. На этот случай у меня есть способ. Ставлю музыку, обычно классику, и начинаю внимательно следить за тем, как голоса сходятся и расходятся, куда сворачивают гармонии, как развивается музыкальная фраза. И оп-па - через пятнадцать минут уже сплю.
Отличный способ, рекомендую, может тоже кому-то поможет.
Прокол был только дважды: когда я поставила оперу Шостаковича «Игроки» и когда мне поставили Шнура.
Про «Игроков» - это конечно отдельное переживание: пытаться под них заснуть. Больше всего меня волновало, как певцы вообще смогли это выучить. Оркестранты-то с нотами сидят, а певцы должны все запомнить. Это во-первых полжизни непрерывного музыкального образования и, предполагаю, примерно полгода выучивания этой музыки, которую простой, запоминающейся и приятной назвать трудно. И, конечно, мозг разлетается на мелкие кусочки, когда распевают русскую бытовую речь «У здешнего купца Вахромейкина. - Врёшь, врёшь, врёшь!»
Ну ладно про Шостаковича. Его переслушать потом можно, уже бодрствуя. Это просто музыка не для сна.
А вот про Шнура. Поставили мне альбом, который оказался ужасно длинным, часа на полтора (по этому признаку наверное можно вычислить, что это был за он). И вот до четырех утра я так и не заснула, внимательно слушая, как развивается мелодия, как сыгран инструментал, как работает текст.
И мозг непрерывно отмечал: так, балканская музыка. Клейзмер. Рок-н-ролл. Русский шансон. Кубина-латина. Трип-хоп даже в конце. В общем, каждая песня в своем стиле.
Это не грех, кабы не одно: фактуры полностью, стопроцентно тыренные. Нет совершенно никакого своего вклада - просто отлично работающие чужие схемы, готовые ритмы и фигуры. Хорошие наслушанные музыканты не изобретают нового - они весело катаются на хорошо ездящих чужих фактурных машинках.
Наша преподавательница музлитературы в училище Чайковского настойчиво повторяла нам одну самую важную, по ее мнению, мысль. Ответ на вопрос: «В чем секрет успеха такого-то или другого-то композитора?» должен был быть всегда один. В опоре на жанр! В опоре на жанр! В опоре на жанр! Бизе, Бородин, Григ, Вагнер - все опирались на народную песню своей страны! Нет перспектив у сферической музыки в вакууме (на мой взгляд, серийная музыка и додекафония - именно таковы).
Во всяком случае, музыке без опоры на жанр не быть популярной.
Можно было не помнить то и другое из музлитературы, но важно было правильно дать именно такой ответ на этот вопрос. Вырезать его в своей памяти зарубками. И тогда ты сдашь предмет. И вот вырезалось.
Так вот, с опорой на жанр у Шнура все преотлично. Только не на один жанр, а на все алко-пляс жанры разных народов. В этом нет ничего плохого, но это как раз тот случай, когда говорить о композиторском вкладе невозможно. Его нет. Это чужая музыка, общемузыка, наработки множества музыкантов тех и иных традиций.
В чем же тогда успех?
В харизме солиста?
В стихах?
Поговорим отдельно. Харизма солиста, безусловно, присутствует. Это артист такого «высоцкого» типа - хрипатый темпераментный хулиган-интеллектуал. Но, на мой взгляд, до Высоцкого ему смертельно далеко. При этом я их не могу не сравнивать. Увы, не в пользу нашего современного героя. У Шнура и мысль более плоская, и круг тем куда более примитивный, и перевоплощений никаких, и литературный вклад сомнительный. Ну, в общем, где Высоцкий, и где Шнур. Высота лба разная.
А стихи (ну или тексты)? Вот тут самое интересное. Хоть стихами это назвать трудно, как тексты это идеально! Шнур - мастер формы. Минимум слов, смысловая горка, на нее энергия песни взбирается, быстро очерчивая исходную посылку, и с нее хлесткий удар ключевым словом-фразой на очень подходящий музыкальный выплеск. И припев мощно и ярко повторяется, вызывая эйфорию слушателя. Тут залу можно начинать отрываться и прыгать. Сразу возникает ощущение смысла: глаголет мужик! Он мастер ярких и ёмких формул, прямой мудрости простого человека. В этом, конечно, есть интеллектуальная игра и стеб. Но очень хорошая игра.
Итак, рецепт популярности:
полностью вторичная алко-музыка
солист - харизматичный хрипатый парень из народа
мощная, идеальная, хлесткая форма
простые темы - бабло, бухло и «бабло» от слова баба.
Собственно, почему бы и нет.
Только работающие там профессиональные, с консерваторской закалкой музыканты, чисто и слаженно играющие вторичку - яркий пример к теме, вокруг которой так долго крутился наш спор.
Что лучше музыке: быть продаваемой, успешной, профессиональной - и при этом вторичной? Или идущей на ощупь, неумелой, шороховатой, изобретающей велосипед, но своей? Кто правильнее живет свою жизнь - профессионал: чувак, который вам за деньги сбацает что угодно? Или чудик, шаман, экспериментатор, часто самоучка - но который изобретает что-то свое? Не гладкое, вылизанное и стандартное. Несовершенное, но своё!
Ко вторым естественный отбор куда безжалостнее: на одного Егора Летова - тысячи сумасшедших, неудачников, наркош и самоубийц…
И в это же время - это же так сыто, успешно и клево - работать с популярной вторичкой.
Но мне вторые как-то милее.
При этом нет, я не отрицаю музыкальное образование и подражание. Только бы оно не отучило от поиска. Ведь всё уже рассказали: как можно и как нельзя, что в музыке бывает и как оно выглядит. Искать уже почти невозможно, когда мир вокруг твёрд и сформирован.
Я не отрицаю и коммерческий успех - кому дано, тому пусть будет.
Но я недолюбливаю коммерцию как _причину_ для музыкальной деятельности. Музыка - это способ познания и переживания интеллектуального, нематериального мира, путешествие в сопредельные сферы идей. Это любовь.
Работающий за деньги и ради денег поэт, музыкант, художник рискует скатиться к тому, что в итоге делает не то, что хочет. И даже, бери выше, не то, ради чего родился. Некоторые продающие любовь рискуют стать проститутками. Музыканты начинают продавать вдохновение, потом просто умения. Ну и в итоге скатываются к «гравировке по говну» - высококлассной профессиональной обработке никчемных и неинтересных идей. Где любовь, а где проституция? - вроде даже процесс внешне похоже выглядит. Ан нет, они принципиально разные.
Я не говорю, про тех, кто играет вторичку и счастлив. Если это соответствует личным целям и амбициям - почему нет? Хорошо получается, самому нравится, публика воспринимает - бинго!
Счастлив музыкант, которому искренне интересно то, что он делает, будь это популярно или нет, востребовано или нет.
Если за это еще и платят - то вообще везунчик.
Но музыка, хоть и требует грандиозной работы над собой и регулярной работы на сцене, не может вырождаться в работу как работу. Это приводит к потере смысла, порождает музыкантов, которые равнодушны как роботы. Это культивирует серость, посредственность, физкультурный подход и бессмысленные критерии оценки - у кого пальцы бегают быстрее, кто больше стилей может имитировать и прочая.
Это я уже не про Шнура. Он талантлив, музыканты молодцы, музыка вторична, зато успешна, и вообще, им, скорее всего, нравится - и слава Джа.
Это я к вопросу, корректно ли, обязательно ли в разговоре о музыке беспрерывно оперировать словом «профессионал». Профессионал - это человек-инструмент. А автор - это человек рискующий, ищущий, создающий миры. Одно с другим совместимо - и в идеальном случае музыкант и, особенно, автор, силен и в том и в том. Но наша жизнь неидеальна, и мы часто видим нехватку того или другого.
Так вот, не надо чесать под одну гребенку всех. Не надо заставлять музыканта обязательно зарабатывать музыкой и мерить его состоятельность в этом тонком деле количеством денег. Вовсе не обязательно торговать лирой и считать хорошей музыку, которая дороже продается. Это неправильный критерий. Музыкант, который ради денег с отвращением делает то, что ему неприятно и неинтересно - несчастный человек, а музыка, которую он создает - это ложь. И как-то скользко это: с помощью профессионалов дорого и пафосно записывать альбомы слабых и вторичных авторов, считая, что дорогая студийная запись спасет никакой материал. Дайте людям расти своим чередом. Не заставляйте их мериться с теми, с кем им не по плечу, да и не по пути. Не сравнивайте рыбу, птицу и ужа по параметру «кто быстрее бегает». Ну и поменьше бы тех, кто знает, как другим надо жить и делать музыку. Дайте людям наошибаться всласть и насладиться тремя аккордами без измерительной линейки рядом. Кому захочется чего-то выше и сложнее - естественным путем придут и крепче уроки усвоят. И дальше сами захотят записать лучше, классиков начнут изучать, куда более бескомпромиссно осознают свой уровень и почувствуют стимул его повышать. А кому этого не надо - тому надо что-то другое, давайте же это уважать и не навешивать другим ненужных и непосильных задач.
Очень многие вещи в искусстве мы воспринимаем с излишней серьезностью - считаем, что надо обязательно добиваться успеха, или ими вообще не заниматься. Мы боимся провала, зачем-то зависим от оценки неведомо кем и по каким критериям. Но искусство - это такая развивающая практика для души, смысл - в ней самой, а не в успехе, рейтинге и деньгах. Я больше понимаю и уважаю тех, кто любит музыку как музыку: за то, что это такая интересная игра потоков и ощущений, за то, что она так интеллектуальна и эмоциональна, за то, что она безумно широка и полна необычных положений внимания. Деньги и успех могут побочно образовываться или не образовываться, не в них дело. Давайте выбирать то, что искренне нравится, а не то, на что дядя указал, как на престижное. Давайте доверять себе и выбирать то, что подходит лично каждому человеку на его актуальном уровне, пусть оно будет смешное, неловкое и простое. Давайте понемногу убирать расчет из искусства и человеческих отношений.
Тогда наш мир будет как-то прозрачнее, естественнее и разнообразнее. Если, конечно, сможем.

viber image

еще на близкие темы свежая бурная дискуссия тут, тут и тут:

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1255520451162282&set=a.273965189317818.56650.100001130188032&type=3&theater

https://www.facebook.com/olga.arefieva.ark/posts/1254032817977712?pnref=story

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1256442571070070&set=a.273965189317818.56650.100001130188032&type=3&theater
Comments 
19th-Mar-2017 09:39 am (UTC)
Шнур это ведь не музыка, и даже не коммерция, это скорее проект из области программирования личности. Подозреваю даже, что в этом проекте *завязаны* намного более умные личности чем сам Шнур. И раскрутка его *произведений* очень грамотная и профессиональная, за которой стоит поддержка не хилая.
19th-Mar-2017 05:51 pm (UTC)
Рептилоиды с Нибиру - однозначно! :))) Они же стоят за анти-табачной кампанией. :)
"Капля Никотина убивает Рептилоида,но капля Алкоголя - его мгновенно возрождает!"
(Deleted comment)
19th-Mar-2017 10:11 am (UTC)
не могу слушать ни секунды :-)
19th-Mar-2017 09:50 am (UTC)

Очень интересные мысли. Спасибо.

19th-Mar-2017 10:27 am (UTC)
Да, Ольга, спасибо за великолепную лекцию, и я рад, что многие мои мысли о предмете совпадают с Вашими.
Вы , однако, о Шнуре пишете так, что это делает честь Вам, а не ему. Но. Хулиган-интеллектуал? Гопник от шоу-бизнеса - да. Интеллектуал - ни разу. У него и на лице интеллект не обозначен просто никак, это даже доказывать не нужно. Я уж не говорю о его текстах. Увы, мы живём в мире, где всё приходит в соприкосновение, хочешь ты этого или нет: прекрасное с мерзким, высокое с подвально-низким, доброе и чистое с бесовским. Можно выйти с концерта, скажем, Ольги Арефьевой, сесть в маршрутку и тут же получить по башке порцией интеллекта от какого-нибудь шнура. Такие уж у нас tempora и mores... Наверное, кому-то он нужен, Шнур, как вода и воздух. Но не дай Бог никому опуститься до этой нужды.

Edited at 2017-03-19 10:29 am (UTC)
19th-Mar-2017 10:59 am (UTC)
Шнур вызывает ощущение человека, который очень точно оседлал тренд на деградацию населения и очень хорошо его продвинул в медийной культуре.

Многие хаяли попсу, блатняцкий шансон за некое общее бескультурье, но они как жанры все равно обращались к пускай и несколько размытым, но все же очерчиваемым группам - подросткам и приблатненным. Объединяла эту музыку глупость текстов плюс добавленный мат и хамство (в случае шансона).

Шнур же вывел мат и хамство на какой-то общероссийский уровень. В Питере на Невском играют на гитаре "В Питере пить", малолетки стоят и хлопают уличным музыкантам. В другое время где-то в провинции орут более откровенные матерные песни "из раннего". Охват всеобъемлющий.

При этом в некоторых интервью на ютюбе Шнур пытается умничать и изображать того самого хулигана-интеллектуала, но мысли его напоминают цитаты из каких-то пабликов Вконтакте - такие же вторичные и "не его": когда кто-то просил его развить мысль в одном из видео, он просто терялся и повторял одно и то же другими словами.

Собственно, музыка-то, Бог с ней, но вот за этот его "вклад" в культуру, а также за его лицемерие (когда он орет матерные песни для гопников, а жена его открывает гламурные рестораны) я его терпеть не могу.
19th-Mar-2017 05:57 pm (UTC)
Не все так просто,до своих песен с обсценной лексикой он православные иконы расписывал.
19th-Mar-2017 11:02 am (UTC)
"Тогда наш мир будет как-то прозрачнее, естественнее и разнообразнее."
Сильно больше 50% человеков- логики.
Не все дышат воздухом мира.
А жаль
19th-Mar-2017 11:29 am (UTC)
ничо не поняла :-)
19th-Mar-2017 02:10 pm (UTC)
Спасибо!
19th-Mar-2017 02:25 pm (UTC)
Пусть мне говорят, что я ничего не открыл,
И будто это не мой стиль.
Но я и не собираюсь ничего открывать,
Я кричу "Бис!" тем, кто открыл.

Но все же право на него я оставляю за собой,
Мой рок-н-ролл, мой!

(с) Кинчев
19th-Mar-2017 03:15 pm (UTC)
"Все, что я делаю - это колбаса" (с) Стивен Кинг.
По-моему, Шнур делает свою колбасу, вроде бы съедобно, всегда продаваемо, но не особенно полезно.
19th-Mar-2017 05:12 pm (UTC)
Пост прекрасный, есть о чем подумать, спасибо!
На мой взгляд, сейчас общество болеет манией меряться достижениями. Легче всего измерить денежные успехи. И вот это вот "если ты такой умный, то почему такой бедный" - это вообще кредо нашего времени. А пожить в удовольствие, насладиться моментом - этого не умеют. И музыкой поэтому насладиться не умеют - всё только по верхушкам - если нога дрыгается и текст в глаза бросается, значит ХИТ! А ведь Шнитке предупреждал о хитах;)
19th-Mar-2017 05:39 pm (UTC)
"мощная, идеальная, хлесткая форма" - "идеальная" поменял бы на "брутальная"
19th-Mar-2017 08:14 pm (UTC)
А Аукцыон вы перед сном не слушали?) я Ленинград как-то ниочень. и если про Шнура так интересно читать, то же же будет про Фёдорова)
20th-Mar-2017 07:15 am (UTC)
Аукцыон я слушала не перед сном. :-) Правда, я делаю некоторые вещи раз в жизни. Именно этот раз был - когда я в наушниках шла через парк с занятий по танцу. Переживание сильнейшее, ярчайшее, они боги. С тех пор я точно знаю и всем говорю, что люблю Аукцыон и Федорова. Но, если быть откровенной - не слушаю. Как не слушаю по второму разу еще многие альбомы, крайне меня впечатлившие, и которые я храню в ячейке "гениально".
20th-Mar-2017 01:28 am (UTC)
всегда вас читаю, спасибо за тексты! но никогда не комментирую, а тут вдруг затронули святое Шнура и я вот решила написать - шучу конечно! просто большинство ваших текстов такие, что для меня они чуть ли не сакральные или что-то из тех сфер, куда я предпочитаю пока с головой не окунаться, слишком тонко - но близко, понятно и интересно! Шнур погрубее материал) и вот решила написать и я комментарий. когда-то шла точно таким же путем - изучала феномен шнура, ну вот почему все мои друзья считают его профи! прочитала интервью его, прослушала несколько альбомов - это было лет 10-8 тому назад. И сделала для себя такой вывод - во-первых я открыла для себя СКА - стиль музыки, влюбилась в его иронию и слушаю его и сейчас иногда под настроение (не Шнура) других но в жанре СКА. во-вторых мне кажется - причем до сих пор - что Шнур умный человек, который выбрал определенный способ дистанцироваться от окружающей действительности посредством иронии - он пишет высмеивая, иронизируя и даже часто издеваясь НО это делает в такой форме, что профанам кажется, что он рубаха-парень и это народный язык и мат) отсюда и популярность. массы, которые Шнур высмеивает, местами сквозь слезы, как Чехов, не понимают этого - и поют его песни под водку, в кабаках и т.д. - аналогично с его вещами за последний год - отлично снятые клипы "добили" ситуацию и маска приросла к паяцу - теперь Шнур все больше тот, каким его видят все эти миллионы. Не знаю, что там у него внутри, прошел ли он свои медные трубы или они его подмяли - но это то, как я вижу феномен шнура)
20th-Mar-2017 07:56 am (UTC)
В моей юности гопники очень любили группу "Скользкий подоконникТрудное детство Владимира Маркина", хотя любому очкарику с двумя извилинами в голове было понятно, что все их творчество - откровенный стеб над тн "дворовой культурой". Дворовая культура вообще отличается этим свойством, принимать стеб над собой за высокие образцы себя.
(Deleted comment)
20th-Mar-2017 07:14 am (UTC)
всё верно, можно обменять первородство данного тебе Богом таланта на чечевичную похлёбку быстрой славы и денег, но с точки зрения вечности это очень глупый обмен
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Sep 16th 2019, 11:01 pm GMT.