Вот к этой дискуссии:
http://olga-arefieva.livejournal.com/392590.htmlЗаставили вы меня задуматься на тему, почему я так резко и сразу отвергаю авторов, атакующих меня через личку, и почему я заранее так уверена, что мне не нужно то, что они предлагают. Я осознала - причина в том, что для меня, оказывается давно, к сожалению, неинтересен русский рок. Даже его лучшие представители - несмотря на мое всяческое к ним уважение. Я не смогу себя заставить послушать дольше 30 секунд ни Шевчука, на Земфиру, ни Кинчева. Я была недавно на отличном концерте БГ, привел общий друг. Весь концерт я сидела в вип-зоне, среди восторженной толпы, орущей вокруг, пляшущей впереди и стоящей сзади. И думала: ну почему, блядь, мне это совершенно, абсолютно неинтересно? Ведь уважаю же и люблю его как человека, с удовольствием читаю его интервью. Многие слова просто золотые. Многие находки в текстах отличные. А песни слушать не могу. Еще неделю потом думала. И поняла: _мне_неинтересны_эти_гармонические_и_мелодические_ходы! Они для меня давно отработаны, стали вчерашним днем для моего сознания и не дают вкусной информации. Хоть тресни. Я сидела на концерте терпеливо, и потратила его время на обдумывание и рефлексию - почему он для меня не имеет смысла? Но когда пошли бесконечные бисы, все же сдалась и ушла. Я не железная. Прости, БГ.
Мне очень трудно об этом честно говорить, потому что я понимаю, что со стороны сразу выгляжу снобом. И еще потому что тот, кто не пережил, этого не понимает.
Мне нравится Серега Калугин, он потрясающий друг и собеседник, он очень классный интересный человек. Ребята у него в группе отличные, симпатичные и устремленные, надежные и красивые. Но музыку Оргии Праведников я не могу слушать. Там используются мелодические и гармонические ходы, которые мне неинтересны, и с этим ничего нельзя поделать. Только вместо них сыграть другие. Звук может быть тысячу раз тяжелым или легким, структура - простой как доска или витиеватой и кружевной, запись на мировом уровне или с диктофона на репетиции. Суть остается той же: гармонические и мелодические ходы.
Кстати, в стихах тоже есть что-то вроде гармонических и мелодических структур - определенные типы логики и словесных связей. Так вот в стихах меня тоже одни виды логики не цепляют, а другие - очень даже. Никак не зависит от того, маститый, увешанный медальками автор или какой-нибудь 16-летний участник стихотворного паблика. Просто одно цепляет, другое нет. Хотя, понятно, у известных современных поэтов встретишь хорошее с большей вероятностью. Но и у неизвестных находила жемчужины. Я еще не поняла - каковы формальные признаки поэзии, которая понравится: то ли определенный уровень интеллекта плюс некоторое количество абсурда и нелогичности, то ли это какая-то сверх-структура, которая должна нависать над прямым смыслом. Ну в общем есть разновидности стихов, которые мне неинтересны тотально, сразу и немедленно. Есть которые просто проходят мимо. И есть те, которые трогают.
Так вот, люди, слушающие и всерьез воспринимающие русский рок, для меня - не источник информации. Это неутешительное наблюдение, факт, с которым ничего нельзя поделать. Если мне неинтересны выдающиеся звезды русского рока, то начинающие подражатели, еще и фальшивящие и малограмотные - это совсем катастрофа. Никакое человеколюбие меня не заставит их слушать. Обсуждать с ними их творчество тоже невозможно: я не смогу выдавить из себя ни одного ободряющего слова. При этом я не имею морального права обижать человека, расстраивать и обрубать ему крылья. Умом я понимаю: молодцы люди вообще, что пишут и поют! Так держать! Растите, наслаждайтесь, развивайтесь, верьте, в себя и успех, выступайте перед теми, кому это нравится! Все супер. Только не заставляйте меня это слушать. Пожалуйста.
Но так как в некоем массовом сознании я принадлежу к русскому року, то авторы, наслушавшиеся "Нашего радио" радостно атакуют меня своим творчеством - "Мы же братья? Мы одно дело делаем? Так послушайте нас! Помогите нам!" Что сказать, когда тебе в ответ на отказ пишут "я думал, ты Человек, а ты... Я уважал тебя как автора, а сейчас пойду выкину. Другим плохо, а вы там зажрались". Ну и так далее.
Блин. Помочь тут нельзя. Невозможно. Можно только подождать несколько жизней, пока система вырастет сама собой.
Но и еще причина такой путаницы и засады - еще и в том, что в яму под обобщающим названием "русский рок" автоматически насыпаются слишком разные вещи. Достаточно быть русским и играть нечто, похожее на рок (которую из бесконечного количества его разновидностей?) - и ты попадешь в эту яму. Тебя будут мерить форматом. Тебя будут перечислять через запятую.
"Форматом" является самая стандартная и клишированная середина, но обязательно качественно записанная и эмоционально исполненная. Неформатом является
1. Все, что хуже этого - примитивное, неумелое, вторичное.
2. Все, что лучше этого! Свежее, оригинальное, необычное - хоть чуть-чуть. Это не отменяет того, что оно тоже может быть коряво сыгранным, безграмотным и плохо записанным. Но оно может быть и хорошо записано и отлично написано, просто не лезет в прокрустово ложе формата - и у него сразу отняты шансы.
Такая вот фигня.
И конечно, вы защищаете тех, кто больше, выше, сильнее "формата". А я открещиваюсь от тех, кто меньше него. Для кого условный Чиж - кумир, а Цой - жыф. Кто тянется быть таким же. У кого еще впереди познание большого мира музыкальных и эмоциональных связей в этой области. Флаг им в руки и пожелания больших творческих успехов.
А что с авторами, которые лучше? Им тяжелее всех. Их не крутят по радио, пипл их не "хавает" - ведь для воприятия нужно как минимум несколько повторений (которых нет) и некоторый интеллектуальный и культурный багаж. Они находятся в одинаковых стартовых условиях с потоком активного радостного и унылого "русского рока" и попыток к нему. И должны либо все время доказывать: "я не такая, я жду трамвая", или признать "мы вместе" и делить сцену с теми, кто им по сути чужд культурно.
И почти никто не отличит и не отделит одних от других. Все в дерьме. Все в яме. И как вылезти из нее - в каждом случае ответ разный.
Сначала надо определить: что такое вылезти? Прославиться? А с чем? Если с неумной, подражательской, эмоционально фальшивой и вторичной музыкой и поэзией - это одно. Это давайте сами.
Если поднять свой уровень восприятия и творчества - то другое. Тоже не ко мне. На уровне страны этим заниматься могут только радио, тв и интернет, на уровне общества - друзья, семья, школа, институт, а на личном уровне - только сам человек. Притом, даже если личности хватило энергии понять это - все равно сменить свой уровень в одночасье невозможно. И зачем? Надо быть естественным и соответстовать самому себе. Можно лишь вырасти логичным образом в течение жизни.
Ну и остался третий случай: когда и впрямь сильная, свежая, но изгнанная или не допущенная в рамки "формата" группа хочет поднять свой уровень известности, считая нынешний незаслуженно низким.
Тут штука в том, что это очень субьективно - талантлива ли эта группа или автор, правда ли они незаслужено недооценены, или там им и место? Сколько людей, столько и мнений. А судьи - кто? И тому подобные нюансы. Здесь решает только выносливость, жилистость, долговечность самих авторов. И поддержка их фанатов - которые, если группа и впрямь хорошая, обязательно есть. Пусть немного, но преданных. И они могут сделать для группы довольно много, пропагандируя ее среди своих знакомых.
И тут есть один важный момент для меня: крайне плохо, когда автор сам рассылает свои произведения в личку другим людям. Особенно незнакомым. С просьбой послушать, оценить, распространить, помочь. Для меня это однозначный признак того, что даже сообщение открывать не надо, и ни в коем случае нельзя вступать в диалог. Накормят дерьмом, эмоционально вампирически искусают, очень легко переходя то на панибратство, то на хамство и оскорбления. И все равно это тупик. Никто ничего не сможет ни для них сделать, ни им объяснить. Только отойти в сторону.
Я не имею права их расстраивать: ведь они делают что могут - и иначе у них по-любому не напишется и не споется. Это не тот случай, где им, даже украв или сравнительно честно отняв сколько-то чужого внимания, можно поправить свои дела. Пожелаем им жить своей жизнью, но не вторгаться в чужую. Еще раз повторяю: если произведения рассылают и навязывают сами авторы, это очень плохой знак.
Хорошая, интересная информация имеет зыбкий шанс прийти только через рекомендацию облеченного доверием друга или незнакомого человека, вызывающего интерес и уважение. Если в интервью хороший автор и музыкант между делом называет интересную ему группу - часто иду послушать. Но только не то, что упомянуто в рекламных и продвигающих текстах.
Но что же тогда я слушаю? Да что угодно! Классику, фольклор, электронику, панк, аутентичный блюз, дикие бескомпромиссные эксперименты, минимализм, нео-классику, дарк-кабаре, джаз, театральную и цирковую музыку - да что угодно. Нет никакой возможности зафиксировать предпочтительные стилевые рамки. Сильное и яркое переживание может прийти из музыки абсолютно любого стиля. И под вывеской любого стиля может находиться гармонически, мелодически, смыслово и саундово неинтересное содержимое. Имя дьявола - не попс, не металл, не панк, не русский рок, не бардовская музыка, не рэп и не электроника. Имя дьявола - пошлость. Которая с одинаковой вероятностью может обитать под любым стилевым ярлыком. И там же может найтись что-то хорошее и талантливое и интересное. Притом, интересное на данном этапе и для данной личности слушающего - что придает совсем непредсказуемый оттенок происходящему.
Так что то, кто хотел простую формулу, ее не получит.
Спасибо за сильнейшую формулировку.
Католические хоралы вперемешку с индастриэлом и кантри. Главное - свежее и незаезженное.
С уважением.
Edited at 2016-02-20 01:38 pm (UTC)
То, что равно - несколько скучно.
Edited at 2016-02-21 04:53 am (UTC)
Было бы очень интересно узнать, что из прослушенного, вам понравилось.
Edited at 2016-02-20 01:13 pm (UTC)
Куда интересней, лично мне, было слушать его, как говорят американцы, spoken word, аналогом коего в нашей версии, очевидно, является определение "творческий вечер")
БГ, мне, допустим, интересен, скорей, как мыслитель, нежели как музыкант. Нравится его "Аэростат". Творчество же его слушал периодами. Иногда "Треугольник", как ностальгию по молодости, иногда под настроение, тот или иной альбом. "Соль" вот, когда вышел, понравился вроде, но переслушивать что-то не тянет.
Очень люблю "Пикник", главным образом, период, с "Египтянина" до "Певца декаданса", с незначительными исключениями. В особенности же "Говорит и показывает", имхо, совершенство в чистом виде.
Так же, из отечественных, люблю, ваш "Театр", не сочтите за лесть, я абсолютно искренне) Ни в коей мере не умаляя (упаси бог!) достоинства всех прочих работ, они все великолепны, но "Театр", для меня, стоит, как-то, особняком. Уж простите фаната забубённого)
В остальном же с Вами согласен, на все сто. Подавляющее большинство материала в русском роке, скука смертная(
В каких-то деталях могла бы с тобой поспорить, но не хочу и не буду, потому что в целом мысль не только верная, но настолько, увы, редко звучащая вслух, что просто очень радуюсь тому, что она прозвучала.
превысит сам текст.
Все так, конечно. Я много раз пытался писать что-то подобное,
применительно к другой части музыкального поля, еще во времена
баталий у вас в гостевой, лет десять назад, да и позже, уже
в ЖЖ а потом и в ЛЖР (есть там комунна kultur_multur, засиженная
преимущественно металлистами).
Я могу слушать "русский рок" в основном из сентиментальных
соображений, когда каждый альбом тащит за собой цепь ассоциативных
воспоминаний. Но это никак не характеризует материал как
текст, разумеется.
Если отписываться очень сильно впкратце, рок вообще стал банальностью,
он перестал быть механизмом передачи информации; на западе
ситуация та же самая.
Вот мои соображения на похожий счет, написанные разумеется,
в ином контексте и применительно к весьма узкой категории.
(не уверен что вы сможете его увидеть, впрочем, в России
ЛЖР кажется, заблокирован):
http://lj.rossia.org/community/kultur_multur/142701.html
Не слышала еще, прости, друг!
стоит ли спорить о том, что такое "русский рок", кто к нему относится, а кто не относится, есть ли в нём, что интересное или нет?
Я применяю этот термин ко всем, кто поёт на русском, в том числе и к группе "Ковчег".
Так что, по умолчанию, Ваше равнодушие к русскому року не может говорить о том, что в присланных материалах не может быть чего-либо интересного, талантливого или оригинального.
Понятно, что Вам это не нужно, копаться в этих материалах нет времени, сил и желания. Это очень понятно...
Меня в этой ситуации огорчает лишь одно - убогость нашей поп-рок-сцены.
Если на Западе в каждом стилевом направлении мы видим десятки выдающихся групп, то на нашей сцене - одна-две. Если на Западе мы видим тысячи записываемых разнообразных альбомов и все они на высоком качественном уровне, то у нас уровень до сих пор хромает на обе ноги.
Я люблю слушать рок (с его производными) на русском. Волей-неволей приходится перелопачивать десятки записей известных и неизвестных исполнителей... Такая печаль, мамадарахая...))
А может, мы уже просто, слишком старые и время рок-музыки давно прошло...)
Но, конечно, эта ситуация много говорит о нашей бедности и о духовном нашем состоянии...
Не буду касаться термина "русский рок" - это практически мёртвая тема в плане возможности чётко сформулировать, что под этим имеется в виду. Возьмём отсюда только то, что это творчество на русском языке, это важно.
На мой взгляд, песня состоит из двух главных компонентов: музыка и текст. Лично для меня текст очень важен. Возможность понимания текста (или невозможность) - ключевой момент. Именно потому, что я не понимаю текст я могу слушать довольно много зарубежной попсы. Просто потому что что-то играет, особо вслушиваться не надо - ну и сойдёт. Песню примерно такого же уровня но на русском языке - слушать просто невозможно. Потому что текст убивает полностью, до тошноты, когда слышишь, что там поётся. И в песнях Оли я, конечно, в первую очередь ценю текст (хотя бывают и исключения).
По поводу музыки - вопрос тоже непростой. "Русский рок" изначально не подразумевает сложных гармонических построений, на мой взгляд. Мелодически - тут могут быть удачные вещи, какие-то находки и т.д. Но тоже следует понимать специфику жанра, так сказать. Я не такой большой знаток, более или менее ориентируюсь в классической музыке, и то не совсем в вокальной. Но для примера возьмём "Лесного царя" Шуберта. На мой взгляд - гениальная вещь. Но там прилично использовано выразительных средств: и динамика, и темп, и звукоизобразительность, и гармонические отклонения, ну и мелодизм у Шуберта - не самое слабое место, скромно так скажем. Не учитывая ещё текста, об который только переводчики немало копий сломали.
Т.е. - масса средств, которые не подразумеваются в использовании в "русском роке". По-моему, в итоге я сравнил мягкое с тёплым, но мысль была о том, что текст очень важен. Поэтому мне нравятся песни и того же БГ, и Шевчука, и Цоя и много кого ещё (не все, конечно, далеко не все). Потому что в них есть интересное зерно, чаще всего в тексте. Музыка при этом не так важна, может быть вполне простой и банальной.
Ещё тут поднимался вопрос о форме и содержании. Для меня гораздо чаще содержание важнее формы. Но одно содержание сразу не употребишь, его надо как-то "облагородить". Не колют лекарства непосредственно в мозг, например. Нужно чтобы таблеточка переварилась, растворилась и разошлась по организму. Так же и тут: нельзя просто сказать "Жизнь очень сложна и разнообразна" - никто не воспримет это на должном уровне, хотя это и так. Для этого пишется текст, рифмуется, дорабатывается, прикидывается метр, размер, темп, мелодия и т.д. В результате мы можем донести до слушателя свою мысль в удобоваримом виде, он сможет это воспринять. Но тут нужно за деревьями леса не потерять, форма без содержания - пустышка.
Растёкся я мыслью по древу, в итоге, к сожалению. Изначально хотел написать, что по-моему роль текста в обсуждении недооценили, а гармонически-мелодических ходов преувеличили.
Хотя да, есть определенные типы музыки которые для меня изжились как-то. Скажем, блюз я могу слушать с удовольствием, хотя по сути он совершенно однообразен. Но он хорош, особенно аутентичный или на него опирающийся. А вот некоторые сочетания из совпопсы меня тошнят. Но я не против ни сов, ни попсы - а просто совсем не по мне некоторые типы звуков, тембров и стоящих за этим вкусов и интеллектов (вернее, провалов на местах, где должна быть выпуклость) . Та же фигня с бардовскими некоторыми прихватами, с приджазованными, боссановными песенками, с "шансоном" и русским роком. Но не совсем! И в шансоне мне продолжает ну очень нравиться то, что делал Высоцкий, и дико тошнить от того, что ставят бомбилы самых дешевых и грязных тачках. Попсу я тоже вполне принимаю некоторую, но от некоторой блююю.
Edited at 2016-02-27 04:29 pm (UTC)