- Она не продается! - Ну почему? Купи эту сумку, она самая красивая! - Оля, она не продается. Это не сумка. Она нарисована!
И правда, эта вещь была как из другого мира - где чистые мультяшные цвета и совершенные линии. У нее была своя собственная тень на стенке и даже гвоздик, на котором она висела, тоже с тенью. Тут-то просится фраза - с тех пор, мол, я полюбила живопись. Или прониклась дизайном. Конечно нет. Я не понимала и не анализировала линии предметов, которые меня окружали. Просто принимала их как часть жизни, и она проникала в мою кровь. Красивое или нет - не стоял вопрос. Оно БЫЛО. Но оно было и прекрасным, иногда невыносимо и щемяще. Вкупе и и противоречии с миром, со всей его полнотой, очередями, школьными уроками, фальшью, романтикой, новизной и несходящимися друг с другом речами и явлениями. Это были еще старые советские времена, когда дизайн был так ненавязчиво вплетен в быт. Где надписи и упаковки были шедеврами дизайна, но принадлежали или чему-то ненужному, или несуществующему. Как тот след от мечты о какой-то красивой и вроде бы близкой, но другой жизни, недоступной. Иди, потрогай шершавую стеночку. Там нет сумки.
Сейчас рисую для книжки иллюстрации и все это всплывает. Какой же огромный след оставило все прекрасное, что было в вещах и зданиях, в шрифтах и картинках... и как этого не хватает сейчас. Внешний вид советской жизни был пропитан стилем. Ну несколькими стилями. Скажете, сейчас это тоже есть? Что переживают дети, глядя на дизайн окружающего, созданный хаотично, бессистемно и кем попало? На пластиковые заборы, цветы и статуи? На рекламные щиты фирм, начальство которых решило сэкономить на дизайнере? На кич, дешевку и... Тоже шедевры дизайна, затесавшиеся между. Они отличают одно от другого? Конечно вряд ли. Тоже впитывают не думая. И живут соответственно. Плохо или хорошо - не разговор. Оно так...