Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Category:

Тум балалайка

Вот какая переписка в привате у меня состоялась:

Доброе утро(день/вечер),Ольга.Вернулись после Вашего концерта в ЦДХ.Еле уснули.Впечатления жутко бурные и необычные.До этого были фанатами тихонько-только в записях.И вот первый выход на живой звук.Спасибо,что Вы есть.Отдельное спасибо за \"полюшко-поле\".И единственное увы и ах:я лично очень ждал казачью песню \"Не для меня\".Неприятным открытием (впрочем единственным за концерт)стала для меня её замена на заезженную и пошлую\"тум-балалайку\"(если у Вас к ней другое отношение,то прошу извинить,не со зла).Ещё раз повторюсь:спасибо за Ваше бытие в этом мире и Ваши песни,в которых вот уже пять лет,постоянно их слушая,в разные периоды жизни,нахожу что то свое,дорогое и близкое.Спасибо.
Константин Дьячков



Спасибо за добрые слова.
Я рада. А насчёт тум-балалайки - не соглашусь.
Понятие пошлости существует субъективное и объективное (относительно...). Это трудно формализовать, нет явных критериев кроме как "чувствую". Умы давно спорят, но не всё можно измерить и записать в виде правила. Только эстетическое чувство народа в целом, историческое "сито" времени, а также мнение отдельных выдающихся личностей, - "духовных камертонов".
Я многажды встречалась с ситуацией, когда для какого-то человека gроизведение искусства ассоциируется с чем-то лично ему неприятным. Например, моя мама умоляла меня никогда не исполнять чудесную народную песню "Папироска, друг мой тайный" - а всё потому, что брат дедушки, царствие ему небесное, подвыпив, любил эту песню громко воспеть, да ещё и с бесконечными руладами и завываниями где надо и не надо. У неё возникли неприятные ассоциации.
Помню, в компании на дне рождения друга я стала петь восхищающую меня песню "Звездочка моя ясная". Эта песня - единственная, которую за свою жизнь написал человек, и его имя давно потеряли (её выкупил за копейки и потом много использовал известный продюсер, который не очень любит называть авторов). Автор написал её о погибшей любимой, и она меня очень трогает, и мелодически и гармонически, и текстово. Одна наша уважаемая подруга, певица, услышав её (напоминаю, дело было в кругу друзей, где все пели что хотели просто так) вышла, хлопнув дверью. Перед этим она заявила, что люто ненавидит совок и все, что он произвёл. Сама она признаёт только Лу Рида и подобную музыку (в основном, американскую рок-психоделику 70-х). Помню момент своей растерянности и обиды за чудесную, ни в чём не повинную песню.

Есть ещё масса примеров.
Может быть, уместно вспомнить тот факт, что революционная песня нарождающейся страны Советов была калькирована с германских маршей. Германия, если помните, поддерживала финансами и идеологией русскую революцию, там жили Маркс и Энгельс. И Германия же дала миру Баха, Бетховена, Вагнера. Это страна высокой музыкальной культуры. И вот заметьте, что "Вихри враждебные веют над нами", или "Вы жертвою пали" (и ещё множество великих советских песен смутных времен) обладают непривычной русскому уху немецкой мелодикой. А потом была война... И песня "Вставай страна огромная" с немецкой мелодикой. И ненависть к немецким фашистам. А ещё множество, без преувеличения, замечательных советских и революционных песен были "содраны в ноль" с еврейских песен и танцев (этот вопрос заслуживает отдельной диссертации).
Кто-то ненавидит (и порой для него лично вполне обоснованно) коммунистов, кто-то немцев, кто-то евреев, кто-то цыган, кто-то белогвардейцев, кто-то шпану-беспризорников-заключённых-воров, кто-то ещё кого-то. И что, от этого песни стали менее великими? Вчера я вспоминала песню "На Дерибасовской открылася пивная, там собиралася компания блатная". Это - её улично-дворовой-одесский-блатной вариант, но не спешите кричать "ату её", а то попадёте в глупое положение. Первоисточник мелодии - исполнение великого Армстронга, только язык был другой :-). Это прекрасное произведение, пережившее свое столетие и имеющее яркую культурную ценность.
Много ли песен переживает своё столетие? Давайте повспоминаем, что это за песни? В первую очередь - фольклор. Никем особо не ценимый (кроме специалистов) и не раскручиваемый, он как бы "валяется под ногами", и при этом остается глубочайшим и разнообразнейшим источником вдохновения для "имеющих уши". И редкие произведения, имена авторов которых известны. Это гении, или люди, пережившие всплеск гениальности (как Огинский, кроме своего полонеза не написавший больше ничего интересного).
Долгоживущие песни характерны трудноописуемыми качествами вечности. Люди неспроста снова и снова их вспоминают. Они заключают в себе какое-то особое божественное зерно. Но они же за время жизни эти песни нацепляют на себя длинный хвост интерпретаций и обстоятельств.
Для меня же в этом контексте очень важным является некое стремление к непредвзятости. Если песня нравится, и я испытываю восторг от неё, я пою её. Переживаю при этом очень сильные ощущения, и рада, что они передаются зрителям. Про многие песни даю краткие исторические справки: при каких обстоятельствах они возникли, какому народу принадлежат, про что там поётся.
Если по вышеупомянутым произведениям, то так: глупо говорить, что я заменила одну песню на другую. Я всё время что-то добавляю в программу и что-то убираю неё. Это мой добровольный выбор на каждый текущий момент. Если чувствую, что какая-то песня сейчас для меня "мало светится", поднадоела - я её откладываю. Зато новое для себя мне делать интересно и радостно.
Песня "Не для меня", конечно, хорошая. Но я немного ею "объелась". Она длительная и грустная. И несколько заезженная, да ещё и недавно испорченная перепевкой одной псевдонародной "звёздочкой", которая легко поменяла слова в стиле "я помню чудное мгновенье, перед тобой явилась я". Это не означает низкого качества самой песни, это просто факт настроения (вспомните, о чем я писала выше, настроение есть у всех).
Спасибо за интересный повод поразмышлять. Если вы не против, я сделаю из этого письма пост для своего ЖЖ, процитировав ваше письмо. Имя могу не указывать.
Оля

Здраствуйте,спасибо за ответ. По поводу поста,нет,не против.Имя-как проще и удобнее.
Знаете,прошерстив после своё отношение к балалайке,понял,что неприятие её заложено для меня в основном в фильме Старые клячи(кажется).от одного из прошлых великих режиссёров.Там сия песня являлась кульминацией картины и вызвала у меня чуть ли не физиологическую реакцию.
Для меня непривычно писать,да и читать длинные письма.Писать-нужно наскрести много чего в голове,читать-тоже самое.Поэтому спасибо за длинный ответ.Голова заскреблась,но привычки нет,посему выражаться буду,наверное топорно и неуклюже.
Хотя отношения и к людям, и к песням со временем меняются.Выскажу в вашей среде,может быть ересь,но не перевариваю Янку Дягилеву со школы,когда все вокруг были от неё без ума,именно её стиль исполнения.Хотя одна из её песен в исполнении Насти Полевой мне очень по душе.
Про единство русских и немцев не говорил только ленивый.Две сущности,которым тяжело вместе,но невозможно порознь.Доводит это до ужасов,но две стороны одной медали тоже не могут разойтись,хотя каждой хочется быть всегда сверху.Обломов и Штольц,растянутые до наций.Единство и борьба противоположностей,туды её в качель.
Фолк-да,это отдельная песня.Он интересен,но если пристально посмотреть,то вскрывается печальная картина.Интерес к нему есть,но(на мой не очень внимательный взгляд)только у двух крайних,и не очень великих групп нашего народа(ну и отдельные персонажи без групп).Во первых у эстетствующих пидоров/богемы(но это дело времени и моды)и у групп верующих людей,которые в народной песне пытаются найти для себя ещё одну поддержку в окружающем недобром мире.Печально и то,что,назвав народную песню фолком,я не погрешил(как мне кажется)против истины.Русская/татарская/цыганская народная песня повсеместно становится фолком,т.е.чем то чужим и заграничным.Весь пласт народной песенной(в данном случае)культуры для народа-как неки далёкий материк, как Атлантида,неведомая,опасная и чужая.А для народа же подлинно народной песней стали Киркоровы и Виагры,как ни жаль.
P.S. Если будет свободное время и желание,то послушайте ансамбль Казачий круг.Мне,по причине зашоренности, слушать было трудно(музыка почти необработанная и не перелицованная),но приятно и интересно.
Константин Дьячков


UPD: от автора письма.
Про фамилию не против.В жо-жо прочёл некоторые вопросы ко мне.Сам не очень хочу открывать собственную страницу,посему отвечу через Вас.А уж Вы ответьте интересующимся.По поводу Насти Полевой,действительно недосмотрел и перепутал её с Ютой.Песня "От вселенской любви только морды в крови" во всяком случае такие слова,если не название.
Про цитату из Летова прочёл с удивлением.А ещё один чел высказался с удивлением про моё непонятное отношение к фолку.Но именно так.Я переживаю,что НАРОДНАЯ песня стала FOLK-ом,т.е.неродным и чужим,а про тысячелетнюю любовь народа к народной песне-все так,но сейчас народ любит именно попсу,а от folkа бежит.
КД

Tags: фольклор
Subscribe

  • Новые фото на сайте

    Выложены фотографии Яны Лебедевой с концерта в Magnus Locus!

  • Ближайшие мероприятия

    Вчера концерт был бомбический и аншлаговый. Новое место понравилось нам, и мы понравились месту. Зрители тоже бесконечно благодарили. Идеальный свет…

  • (no subject)

    Вчера все было потрясающе. И звук удался, и пели мы хорошо, что не в малой степени зависит от того, как мы себя слышим на сцене. Публика очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Новые фото на сайте

    Выложены фотографии Яны Лебедевой с концерта в Magnus Locus!

  • Ближайшие мероприятия

    Вчера концерт был бомбический и аншлаговый. Новое место понравилось нам, и мы понравились месту. Зрители тоже бесконечно благодарили. Идеальный свет…

  • (no subject)

    Вчера все было потрясающе. И звук удался, и пели мы хорошо, что не в малой степени зависит от того, как мы себя слышим на сцене. Публика очень…