Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Categories:

Выбор принципов воспитания и обучения своих детей привел родителей к суду

Оригинал взят у strix_ru в Выбор принципов воспитания и обучения своих детей привел родителей к суду
"Четверо детей Михаила и Юлии Шайденко учатся дома, читают классику, играют на фортепьяно, углубленно изучают историю по Ключевскому, работают на земле, но не ходят в школу и не изучают общеобразовательную программу"

Российская семья, вполне благополучная, между прочим, и разумная с виду, решила жить на своей земле и восстанавливать сельское хозяйство в одной заброшенной деревеньке в глуши Ярославской области.

"43-летний Михаил и его 41-летняя жена переехали в Ладейки из Ярославля в 2007 году. До этого Юлия некоторое время работала воспитателем детского сада, а потом сидела с детьми. Михаил был ведущим специалистом информационно-аналитического отдела Мосгорводоканала. Устав от шумного мегаполиса, да и от расстояний, супруги решили уехать в деревню, чтобы растить детей в гармонии с природой и семьей."

Телевизора и Интернета в семье нет, хотя может быть, вот сейчас бы Интернет им и пригодился - выпутываться из судебных передряг, на которые их обрекли органы опеки.  Обрекли - самое правильное слово, потому что истинные причины, почему опека подала в суд с требованием лишить родительских прав эту благополучную во всех отношениях семью - это обращение самой семьи Даниловских-Шайденко с просьбой в местную, областную и Генеральную прокуратуры, а также в администрацию Президента разобраться, почему местные органы самоуправления вмешиваются в их семейную жизнь. Становится понятным, что это просто месть опеки.

Что же в этой истории такого "темного"?

Дети здоровы, одежда, необходимые вещи и документы (в том числе и медицинский полис) есть, это признают даже органы опеки. Не посещают врачей, поликлиники и больницы дети только потому, что они здоровы, и нет такого закона, заставляющего родителей обязательно приводить своих здоровых детей в лечебные учреждения.

Обучение в семье происходит, родители дают такую возможность своим детям. Дети умеют читать и писать, играть на фортепьяно, изучают, например, геометрию естественным для детей способом, историю России, да и знают, понимают много того, что не может знать их городской сверстник.

Социализация, о которой так любят поговорить досужие люди у семьи "отшельников" есть - отец семейства не раз повторяет,  что они общаются и с соседями, и с друзьями, а учиться выстраивать человеческие взаимоотношения можно и в семье, благо она большая.

"Антонина Корнева, заместитель комиссии по делам несовершеннолетних: «Мы считаем, что здесь есть злоупотребление родительских прав, так как они навязывают свою жизненную позицию детям (!!!!!!!). Это заключается в образовании, в медицине. Невозможно жить в обществе и игнорировать его. Дети не социализируются»"

О том, что дети сейчас живут в том обществе, в котором им и предстоит жить и впредь, это странно слышать. Старшая дочь прямо заявляет журналисту:

"16-летняя Василиса менять привычный уклад не собирается.
- Ты хочешь поступать в ВУЗ?
- Нет, мне там делать нечего. Я не хочу еще больше портить землю. Мне наоборот хочется ее привести в порядок. Все уехали, лес заброшенный, река вся в иле"

"Он [отец] не имеет права выбирать жизнь своим детям" - это потрясающее по своей простоте высказывание представителя государственных структур! А кто же кроме родителей ребенка может выбирать образ жизни и (см. ст. "Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" - "Семейный кодекс" РФ Ст. 65 п.2)? Может быть это будет государство, изымая детей из семей и принудительно заставляя  вести их "правильный" образ жизни?

Кажется, представитель местной власти очень обеспокоена, что эти дети не будут социализироваться в том обществе, которое им уготовано сельской школой, и не пополнят ряды местных бомбил-трактористов, которые зарабатывают на извозе - за 500 рублей по разбитой грунтовке доставляют интересующихся журналистов до дома, где живет семья Шайденко.
Очень подкупает то, что эта семья - не фанатики, просто нормальные люди, выбравшие такой вот здоровый во всех отношениях образ жизни, чувствуют они себя в своем праве, искренне не понимают, где они нарушили закон (а нигде и не нарушили, живут в соответствии с Конституцией и Федеральными законами своей страны) и почему их преследуют.

У них вполне благородные цели - поднять сельское хозяйство в глубинке - и весьма похвальный образ жизни, которые немногие из нас способны вести, а настораживают они нас просто своей необычностью. Да, каждый их нас может казаться в чьих-то глазах кем-то необычным, это не повод для судебных преследований, и тем более лишения родительских прав.

Интервью с семьей Михаила и Юлии Шайденко и пояснения Михаила к статье:
http://www.ntm-tv.ru/news/our/u_semi_otshelnikov_otbirayut_detej.html
и еще:
http://www.ulizza.ru/novosti/yaroslavl-u-danilovskih-otshelnikov-otbirajut-detej/
UPD: продолжение здесь: http://freeedu.livejournal.com/182796.html

Важный комментарий freeedu:

"Я думаю, многие из нас столкнулись или, возможно, скоро столкнутся с требованиями неизбежной школьной аттестации и так называемого федерального образовательного стандарта. И многим эта необходимость постоянного многолетнего следования стандартам, правилам оформления, срокам сдач и прочим заморочкам школьной системы уже на зубах навязла. Нам, родителям, которые каждый день видят своих умных, живых и с радостью познающих мир детей. Они на наших глазах растут, развиваются, каждый день узнают что-то новое и готовы с энтузиазмом, вызывающим только восхищение, следовать своим интересам. Но мы должны постоянно причесывать этот энтузиазм частым гребнем школьной программы.

А вот эта семья из Ярославской области не побоялась пойти наперекор общественному мнению и мнению местных чиновников, и сделала ставку на неоднозначное толкование буквы закона.
Они действительно убеждены, что, как и записано в Семейном кодексе РФ, именно родители несут ответственность за воспитание своих детей и обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Что они делают. Эта семья не хочет следовать федеральным стандартам, т.к. не видит в них ничего хорошего. У них свои методы и понятие как и чему обучать своих детей, совсем неплохие методы, более близкие к детской психологии. Это все называется анскулинг.
И борьбу эту здесь и сейчас я вижу с дальним прицелом на легализацию анскулинга в России, что я, конечно одобряю. Надеюсь, вы тоже."

Подробнее про анскулинг:
http://freeedu.ru/modx/unschooling-anskuling

Анскулинг (unschooling) это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения. Термин анскулинг в 1977 году впервые употребил и ввел в обращение Джон Холт в своём журнале «Растём без школы» (Growing Without Schooling). Анскулинг ещё иногда называют естественным обучением (natural learning) или образованием, которое определяет ребёнок, основанным на интересах ребёнка (child-led education, interest-led education).

Анскулинг не значит, что ребёнка ничему не учат. Анскулинг значит, что ребёнка не учат на школьный манер, по заранее известной взрослым программе и заранее определённому набору знаний.

Джон Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами, и он призывал родителей жить единой жизнью со своими детьми, а не создавать им какие-то специальные искусственные «условия» для обучения. Философия анскулинга предполагает использовать в обучении реальные ситуации и строить обучение детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребёнок-анскулер может пользоваться учебниками или посещать какие-то классы, но это не будет основой его образования. Как подчёркивал Джон Холт, в анскулинге не существует заранее предопределённого обьёма и состава знаний, которые ребёнок должен иметь или которыми должен овладеть.

Если, будучи на домашнем обучении, в 3-м классе ваш ребёнок увлёкся химией и вы пошли и купили ему учебник, реактивы и помогаете ставить дома опыты – то это анскулинг. Если ваш ребёнок в 5-м классе увлёкся импрессионистами и вы пропадаете вместе с ним в музее, изучаете репродукции, читаете биографии и он делает копии – это будет анскулинг. Туризм, строительство моделей, ремонт автомобилей, изготовление одежды или вебсайтов – всё это анскулинг, если это интересы ребёнка, а не ваш план по его обучению. О философии анскулинга много и хорошо пишет Яна Зиниград. http://yana-zinigrad.livejournal.com/
Tags: общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Наши концерты

    Мы плывем с Леной в лодке недалеко от берега. Сегодня уезжаем из какого-то места вроде дома отдыха, надо начинать собираться. В воздухе над водой на…

  • Розыгрыш

    Сейчас мы хотим предложить вам попасть на наш концерт народных песен проекта «Триптиц» бесплатно. Идея такая. Вы пишете на своих…

  • (no subject)

    Вчера мне друг прислал скриншот из открытого поста в хипповой группе. И я ему немедленно в личку ответила, что я думаю и знаю про это дело. Притом,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Recent Posts from This Journal

  • Наши концерты

    Мы плывем с Леной в лодке недалеко от берега. Сегодня уезжаем из какого-то места вроде дома отдыха, надо начинать собираться. В воздухе над водой на…

  • Розыгрыш

    Сейчас мы хотим предложить вам попасть на наш концерт народных песен проекта «Триптиц» бесплатно. Идея такая. Вы пишете на своих…

  • (no subject)

    Вчера мне друг прислал скриншот из открытого поста в хипповой группе. И я ему немедленно в личку ответила, что я думаю и знаю про это дело. Притом,…