Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Category:

"Freaks". США, 1932

Чудесное кино. Сразу захотелось узнать подробнее.



"Броунинг отнюдь не спекулирует на видимом уродстве специально собранных им всевозможных типов, хотя, разумеется, не может не поразить зрителей весьма впечатляющей галереей по-разному деформированных созданий. Однако общий тон рассказа лишён нездорового любопытства и почти неизбежного в подобных случаях скандального вуайеризма по отношению к существам из циркового «фрик-шоу». Фильм проникнут искренним сочувствием и даже уважением к тому, как проявляются обычные человеческие эмоции у ущербных, неполноценных и монструозных индивидов. Любовь и ревность среди лилипутов или дружеская взаимовыручка и трогательное единение всех уродов, выступивших против подло ведущего себя силача Геркулеса, который хочет забрать с собой, помимо привлекательной гимнастки Клеопатры, ещё и деньги влюблённого в неё миниатюрного человечка Ханса, дают возможность понять, что поступки людей и их душевные качества никак не связаны с внешним обликом и досужими представлениями о нормальности."

Спасибо автору дальнейшего материала vovse_ne.

Originally posted by vovse_ne at Шоу уродов...
"Freaks" ("Уродцы") 1932 года.

Во-первых, фильмы такого класса не посмотреть просто стыдно (почему - ниже). Во-вторых, меня очень сильно интересовал один персонаж, о котором тоже напишу чуть позже.
"Уродцы" (буду придерживаться именно этого варианта названия) - это классика.
Итак, "Freaks". США, 1932, чёрно-белый, звуковой, 65 минут. По рассказу Тода Робинса. Режиссер и продюсер Тод Браунинг.

Давным-давно, когда публика была как обычна падка на хлеб и зрелища, а телевизора с интернетом ещё не изобрели, одним из способов развлечься было посещение цирка. Но не такого, какой увидим мы с вами, ежели поедем на Цветной бульвар, к примеру.
Тогда цирк был целой империей, а те, кого мы нынче называем работниками цирка, составляли некую цирковую семью, эдакое братство.
А ещё показывали в цирке то, что сильно развлекало народ в те дни (где-то до 30-х годов прошлого века), но не прокатит сегодня. Множество различных уродцев - вот на что любили смотреть люди. Родила "не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку" - продавай в цирк. Не кормить же такого бесполезного? И не брать же грех на душу? А тут и денег заработал, и дитя пристроил.

Собственно, вот о таких людях и сняты "Уродцы".
Самые известные цирковые уроды были приглашены Браунингом для съёмок в фильме, где сыграли самих себя (а некоторые "сыграли" - в кавычках, ибо в силу недоразвитости головного мозга были просто не в состоянии сделать что-либо, кроме как органично существовать).
Хочу просто коротенько написать о некоторых, а вы ищите их на фото (эти кадры сделаны во время съёмок; найдите-ка на них режиссёра!).



Милейшие Зип и Пип, они же Дженни Ли и Эльвира Сноу (Zip and Pip, Jennie Lee and Elvira Snow). Две микроцефалки, то есть имеющие врождённое уродство в виде практически полного отсутствия мозга в черепной коробке. Такие люди обычно долго не живут, а их уровень интеллектуального развития соответствует раннему детству. Зато есть плюс: они не осознают своего уродства, поскольку просто не в состоянии этого сделать. Весьма контактны и счастливы, если с ними общаются. В общем, как дети.

Принц Рандиан, "Человек-червь" (Prince Randian). Родился без рук и ног, что не помешало ему вырасти, жениться и поражать всех удивительным чувством юмора. Кстати, именно супруга оказала ему столь необходимую поддержку, и именно она помогала ему научиться передвигаться на животе и выполнять различные действия при помощи губ (вот только не надо пошлить!..). Кстати, в фильме он демонстрирует свой коронный трюк - зажигает сигарету ртом (и отнюдь не выглядит при этом неполноценным). Умер в возрасте 62 лет от сердечного приступа, имея как минимум пятерых детей.

Дейзи и Вайолет Хилтон, сиамские близнецы (Daisy and Violet Hilton). Ну, про этих известно многое. Родились, сросшись боками, и почти сразу же были проданы незамужней матерью в цирк. Ощущения одной сестры передавались второй (смотри сцену с поцелуем). Известно высказывание Дейзи: "Мы не против того, что на нас пялятся. Мы этим пользуемся. Да мы никогда ничего другого и не знали". Много раз выходили замуж и разводились (в фильме как раз отражена история одной из этих двойных женитьб).

Марта Моррис, "Безрукое чудо", и Фрэнсес О'Коннор (Martha the Armless Wonder, Frances O'Connor). Родились без обеих рук. Совершенно от этого не страдали, осуществляя все манипуляции ногами. В фильме очень трогательно смотрятся сцены, когда бокал вина подносится ко рту ногой.

Питер Робинсон, "Живой скелет" (Peter Robinson, The Living Skeleton). Одно из самых удивительных существ в фильме (уж позвольте так выразиться). Имея вес пушинки, женился на даме, которая была тяжелей его почти в 8 раз. Пишут, что такие уродцы частенько на немаленьких дамах женились - так лучше для шоу.

Гарри и Дейзи Ирлз (Harry and Daisy Earles), брат и сестра лиллипуты. В фильме играют влюблённую пару, сотственно, на долю которых и выпали все перепетии сюжета. Больше информации о них я не нашла толком. Хотела обратить внимание именно на факт их кровного родства (я-то по титрам думала, что они женаты).

Ку-Ку, "Девушка-птица" (Minnie Woolsey, Koo Koo the Bird Girl). Страдала от диспропорции скелета, к тому же была абсолютно слепа. Могла часами сидеть на стуле без движения, не реагируя на происходящее вокруг. Поскольку её фигура напоминала журавлиную, Ку-Ку наряжали в костюм из перьев - именно в нём в фильме она танцует на столе.

Джонни Эк (Johnny Eck), человек, родившийся без ног и с укороченным торсом. При этом его брат-близнец был абсолютно нормальным. Все отмечали прекрасный характер Джонни, а Браунинг предпочитал проводить с Эком как можно больше времени, даже просил его присесть поближе во время съёмок. Позже Джонни организовал собственный оркестр, в котором собственноручно играл на пианино (интересно, кто и как жал на клавиши). Ещё позже, снявшись в ряде фильмов, отошёл от участия в шоу, говоря при этом: "Если я захочу увидеть уродов, мне будет достаточно просто поглядеть в окно".

Жозефина-Джозеф (Josephine Joseph), полуженщина-полумужчина. Сведений о том, была ли она/он на самом деле гермафродитом, нет. Тут, скорей, случай костюмированного маскарада. Но известен этот персонаж был довольно широко.

Ольга Родерик, "Бородатая дама" (Olga Roderick "The Bearded Lady"). В детстве мама частенько водила маленькую Ольгу в цирк на представления, но однажды... вернулась домой одна. Работала-работала бедняжка в цирке, а потом приболела, а когда вылечилась, глядь - а цирк-то уехал без неё. Повезло - Ольгу нашёл отец и забрал с собой, чтобы она работала на бабушкиной ферме. Всё бы хорошо, если б не сосед, который вновь уговорил девицу не бриться и участвовать в шоу. Ольга выходила замуж аж три раза и родила двоих детей. После съёмок в "Уродцах" она зареклась иметь дело с Голливудом, утверждая, что "Freaks - это ужасный удар по всем уродам". Соответственно, она сильно жалела, что согласилась участвовать в съёмках, и не любила вспоминать об этой вехе своей жизни.

Ну, и позже ещё об одном человечке.

Я писала всё это не для того, чтобы вызвать нездоровый интерес. Просто "уродцы", оказывается, это такие же люди, как и все прочие. Просто они выглядят немного не так.
Даже в фильме об этом прямо сказано. Лиллипут Ганс (который Гарри Ирлз), плача, сообщает жене, что он, мол, такой же, он так же всё чувствует...
Ни один уродец в фильме не выглядит неполноценным, недоделанным. Наверно, это был для меня основной шок - я-то ожидала несчастных калек, ноющих о своей калечности. Нет, живут, как есть - а куда деваться?..

Но давайте уже поговорим о фильме. Сначала несколько кадров, чтобы душевнее было.




Сюжет таков: красавица Клеопатра ("русская тигрица" Ольга Бакланова, актриса-эмигрантка) и её любовник Геркулес узнают, что лиллипут Ганс, помолвленный с карлицей Фридой, получил огромное наследство. Случайно узнают, когда ревнующая Фрида приходит в фургон к Клео (которая заигрывает с Гансом ради развлечения) и проговаривается о деньгах, думая, что они-то фемине и нужны. Тут Клеопатра понимает, что не зря играла, и решает выйти за Ганса замуж, чтобы по-быстрому отравить и получить кучу денег.
Конечно же, у неё ничего не получается, поскольку выпивший яд новоявленный муж "заболевает", к нему приходит врач, сообщающий, что причина недомогания - отравление. Клео прикидывается шлангом и продолжает подливать яд в лекарство.
А у уродцев - настоящее братсво, как у мушкетёров - "один за всех и все за одного" (это, кстати, одна из главных идей фильма). Тронешь кого-то - все на тебя накинутся так, что мало не покажется.
Махинации с ядом замечают и вершится суд Линча.
Конечно, есть ещё ряд сюжетных линий, но они, во-первых, второстепенны, во-вторых, их надо смотреть.

Так что же такого в фильме с банальным, по сути, сюжетом?
Начнём с того, что в 1932-м году такая плёнка (пусть и выпущенная Metro-Goldwin-Mayer) просто не могла появиться на экранах. Не даром же она позиционировалась как "драма с элементами фильма ужасов".
Это был настоящий плевок в душу и рыло общества.
Основная идея - что уродство-то оно не снаружи, а внутри (см. поступок Клео и Геркулеса) просто не могла найти отклика. Не до неё было.
Уроды на экране!.. Как можно?!

Честно говоря, сейчас уже трудно понять, что могло вызвать такое неприятие. Мы, люди, выросшие на современных ужастиках, боевиках и новостных лентах, смотрим "Уродцев" как милое детское кино (за себя говорю - если уж я, впечатлительная личность, не увидела во фриках из фильма ничего странного и страшного, что же прочие скажут?..).
Но факт остаётся фактом: "Уродцев" запретили и на долгие годы отправили пылиться на полки.
Говорят, некогда этот фильм выкупал некий Ла Вэй, но уж чего не могу утверждать с уверенностью, того не могу... Вот какая, получается, это жуткая и зацензуренная вещь.

Только в 1961-м году "Freaks" получил амнистию - настолько свободный стал, что в 94-м был внесён в Национальный кинорегистр США (типа, очень значимый).
И стали его показывать направо и налево... Только перед этим надо было решить ряд трудностей.

Дело в том, что у "Уродцев" не было... концовки. В режиссёрской версии кастрированный фриками Геркулес в финале выводил тонюсеньким голоском какую-то арию. Но тестовая группа отреагировала на это настолько отрицательно, что уже тогда вариант с кастратом зарезали (экий каламбур).
Финалов и до сих пор существует несколько. Официальным же был сделан весьма неудачный на мой взгляд (хотя бог знает, каковы были остальные).

Итак, начало фильма: экскурсовод вещает группе о том, что было принято показывать в цирке уродцев. Подводит людей к некой коробке, все ахают в ужасе (содержимое не показывают), а гид сообщает, что некогда, мол, это была прекраснейшая женщина - кто бы мог подумать? А произошло с ней следующее... И тут идёт фильм.
А в конце камера заглядывает в коробку, а там - изуродованная Клео. Нет, было бы очень трагично и логично, будь она там без своих прекрасных ног, с изрезанным лицом без глаза... Это всё есть, но у неё ещё утиное туловище, лапы, и она старательно крякает.
Перебор, понимаете? Ну как из человека можно сделать такое? Я не в курсе...
И именно этот финал портит всё впечатление о фильме.
Добро - она, конечно, победило зло. Но что ж так ненатурально?..

Благо, есть ещё одна грань финала - она до сих пор включается не во все версии. Мне вот повезло.
Фрида приходит в особняк к Гансу (видать, сколько-то времени прошло), говорит, мол, всё ещё люблю... Обнимаются, хэппи энд.

Разочаровало осознание факта, что в режиссёрской версии фильм длился 90 минут, а мы смотрим только 65.
Но в итоге всё равно получилось нечто весьма притягательное, милое и симпатичное.
Я рада, что посмотрела.

-------------------------------------------

Ну, и об ещё одном уродце.

Ещё недавно была в Рунете весьма популярна вот эта аватара:



Мало кто задавал себе вопрос, кто же это вообще такой на картинке.
А мне стало интересно - с этого и началось моё знакомство с "Уродцами" (ведь на аватаре не просто герой фильма, но и кадры эти из самой картины).
Оказалось, что это - некий Саймон Метц aka Шлиц (Simon "Schlitzie" Metz). Ему тоже "повезло" родиться микроцефалом. Более того - у неё у сестра Афелия такая же была (на фото ниже сестра - слева).
Никому эти дети оказались не нужны и были проданы - разным людям. Следы сестры затерялись, а Саймон известен во всём мире (правда, ему от этого было ни горячо, ни холодно).
Саймон был существом нежным, ласковым и смешливым. Его развитие остановилось в возрасте трёх лет (это если учесть, что умер он в 80). Шлиц умел худо-будно говорить, танцевать, что-то петь и даже считать до десяти (правда вот, цифру 7 частенько пропускал).
Конечно же, никаких неудобств от своего состояния не испытывал - не мог. Ребёнок же, по сути (как и в фильме сказано - очень трогательная фраза). Любил с людьми общаться, сильно переживал, если не было рядом человека, который бы его приласкал.
Вот только оказалось, что никому мальчик-микроцефал не нужен. Девочка - другое дело.
Поэтому жил экс-Саймон Шлиц в образе забавной девчонки, носил платьица, очень любил новые шляпки и наряды.
Я очень хотела посмотреть, как этот человечек ведёт себя в фильме. Ведь играть-то он не может. Значит, в кажре он именно такой, каким был в жизни.
Господи, какое же это было милое, стеснительное существо, которого хлебом не корми - дай кого-нибудь обнять... А сцена за столом, когда все пили из чаши шампанское? Прекрасно видно, как Шлиц, отпив, выплёвывает жидкость на пол, а потом берёт платочек и начинает аккуратно вытирать стол... Дитя, ей-богу.
Опять же, это надо видеть.
Я не уверена, что сохранила бы стойкость духа, увидь я такого человечка вживую. Но в фильме это была просто моя любовь...



http://vovse-ne.livejournal.com/140554.html

Еще о фильме:

- Глава студии MGM запрещал актерам-уродцам обедать во внутреннем кафетерии, т.к. они расстраивали впечатлительных актрис, участвующих в других фильмах.
- Фильм нёс гуманистический и нравственный заряд высочайшего накала, но современники оказались не готовы к предложенному Броунингом уровню откровенности. Никакие цензурные сокращения не могли спасти «Уродцев» от провала в прокате и фильм на три десятилетия оказался похоронен в студийном архиве.
- Фильм был запрещён к показу в целом ряде стран (в частности, в Великобритании и в Австралии) и американских штатов и городов (некоторые из этих запретов официально не сняты до сих пор и формально считаются действующими).
- В 1961 году фильм был заново открыт и быстро приобрёл культовый статус. Он оказал большое влияние на нонконформистские культурные течения 1960-х годов — например, на классика современной фотографии Диану Арбюс.
- В 1967 году фильм удостоился специальной экспозиции в нью-йоркском Музее современного искусства.
- В 1994 году фильм, как имеющий большое художественное значение, был внесён в Национальный кинорегистр США.
- Фильм Дэвида Линча «Человек-слон» (The Elephant Man, 1980) снят под прямым влиянием данной картины.
- Песня Дэвида Боуи «Бриллиантовые псы» открывается ссылкой на этот фильм: As they pulled you out of the oxygen tent, You ask for the latest party, With your silicone hump and your ten inch stump, Dressed like a freak you was, Todd Browning’s freak you was.
- При съёмках фильма Тод Броунинг руководствовался во многом собственным жизненным опытом — в 16 лет он сбежал из семьи и долго работал в бродячем цирке.
- В фильме снималась самая впечатляющая группа актёров с физическими отклонениями за всю историю кинематографа. Тод Браунинг пригласил на кастинг большинство известных цирковых уродцев из всех бродячих цирков США.
- Ряд актёров, уже утверждённых на роли в фильме, отказались от участия в нём, чтобы не сниматься вместе с «балаганными уродами» — это были Виктор Маклаглен (Геркулес), Мирна Лой (Клеопатра) и Джин Харлоу (Венера).
- Первоначальный монтаж фильма составлял 90 минут, но по результатам тестовых просмотров фильм был сокращён до 64 минут. Среди вырезанных и утраченных сцен известен один из финальных эпизодов, в котором кастрированный уродцами Геркулес поёт сопрано в бродячем цирке.
- По легенде, студия была так напугана негативной реакцией публики на фильм, что на всякий случай уничтожила его негатив.
- После снятия фильма с проката, права на его показ приобрёл у студии известный антрепренёр бродячих балаганов Дуэйн Эспер, который показывал фильм под названиями «Запретная любовь» и «Ошибки природы» во время представлений.
- Электрическое оборудование на съемочной площадке было так плохо заземлено, что членов съемочной группы часто било током.
- Спецэффект «человек-курица», использованный в финале фильма, был разработан великим Лоном Чейни - легендарным актером, режиссером и мастером спецэффектов и гримэффектов, который снимался в 11 фильмах Тода Браунинга.
- Принц Рандиан, родившийся без рук и ног и также известный как Рардион, Человек-торс, Живой торс, Человек-подушка и Человек-гусеница, во время съемок имел обыкновение прятаться в темных углах и пугать проходящих мимо леденящим кровь воплем.
-- Микроцефал Шлитце (настоящее имя Саймон Метц), известный также как Булавочная Головка, всегда одевался и представлялся женщиной - так он выглядит и в этом фильме, несмотря на то что фактически Шлитце был мужчиной. При этом Шлитце отнюдь не был гомосексуалистом или трансвеститом и утверждал, что предпочитает носить платье просто из соображений личной гигиены.
- Одна из ролей в оригинальном сценарии была написана специально для известного актера-карлика Джона Джорджа. Однако по неизвестным причинам Джон Джордж в фильме не снимался.
- Знаменитая бородатая женщина Ольга Родерик позже осудила фильм и сожалела о своем участии в нем.
- Актер-карлик Анджело Росситто (Анджелено) впоследствии смог продолжить успешную карьеру в кино и на телевидении, включая роли Малыша Мо в телесериале «Барретта» (1975-7 и Мастера в кинофильме «Безумный Макс: Под Куполом грома» (1985).
- В Великобритании фильм был запрещен к показу в 1932 году, и затем повторно в 1952 году. В конце концов фильм был выпущен в британский кинопрокат с самым жестким прокатным рейтингом Х в мае 1963 года - то есть через 30 лет после релиза. Это одно из самых длинных запрещений за всю историю британского кино.
- "Уродцы" - следующий фильм Тода Браунинга после успешной картины "Дракула" - был не принят, поскольку не вписывался в представления о кино тогдашних кинопродюсеров и, видимо, считался аморальным. Даже в период съемок большая часть персонала взбунтовалась из-за длительного сосуществования с необычными актерами. Права на неугодный фильм выкупил Дуэйн Эспер перемонтировал его и выпустил под броскими названиями "Ошибки природы", "Запретная любовь", "Шоу монстров". Только в 1962 году студия MGM вернула права на "Уродцев" и показывает его - уже в Каннах, где фильм получает высочайшие оценки.
- Фильм снят по новелле Кларенса Роббинса (Clarence Aaron 'Tod' Robbins).
- Даже много лет спустя после своего появления на экранах, этот фильм остается знаковым в истории кинематографа. Он перерос традиционные категории реализма и фантастики, документализма и фильма ужасов. Взяв отовсюду понемногу, фильм оказался культовым во всех жанрах. Со стороны реализма здесь присутствуют настоящие уроды и почти документальная хроника закулисной жизни цирка. С фантастической стороны здесь имеется месть уродов и хирургические операции, воскрешающие в памяти "Остров затерянных душ" (1932). С точки зрения ужасов здесь налицо манихеизм, показанный Тодом Броунингом, противопоставившим уродов, не виноватых в своей физической монстрообразности, нормальным людям, ответственным за свое моральное уродство. Аналогичная тема рассматривалась в фильме Дэвида Линча "Человек-слон" (1980). Фильм поджидал полный коммерческий провал и послужил началом заката карьеры Тода Броунинга, который после него снял всего четыре фильма из сорока, поставленных за всю свою жизнь. Интересно, что главная звезда киностудиии "MGM" Мирна Лой отказалась сниматься в картине, поэтому пришлось пригласить русскую актрису московского театра Ольгу Бакланову, снимавшуюся еще в немых картинах. Она приехала в Америку в 1926 году в возрасте 27 лет и начала сниматься в кино. Бюджет картины составил почти 300 тысяч долларов, а съемки заняли больше месяца. Картина подверглась широкому остракизму. И лишь в шестидесятых годах прошлого века она была выпущена в прокат в усеченной 64-минутной версии. Первоначальная полуторачасовая версия так никогда не увидела свет и была уничтожена.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Шарабан-Ковчег

    Три четверти билетов проданы. До концерта 6 дней. Будете долго собираться – может не хватить. А я достаю свою любимую юбку и меняю цветные…

  • (no subject)

    Альбом может называться "приветик всем" и быть с первой картинкой в виде обложки. А может называться "омоновцы" и быть со второй…

  • (no subject)

    Постой, паровоз – песня куда более древняя и серьезная, чем привыкли думать, услышав ее юмористический и укороченный вариант в знаменитой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments