Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Category:

Краснодеревщик

Буквально вчера разговаривала с одним хорошим музыкантом. Плюс, он работает на ТВ монтажером, что ли. И он произнес как-то к слову, что наибольшее счастье в жизни он испытывал лишь тогда, когда строил, копал, мастерил своими руками. По его словам, в этот момент дух его находился в полной гармонии с телом и с ощущением предназначения человека как такового. Мир в душе, наслаждение уместностью, смыслом и совершенной реальностью происходящего. В отличие от любых других работ, особенно, на компьютере.
А вот и в тему разговора.

Статья из журнала FurFur
http://www.lookatme.ru/topics/furfur/popular


Краснодеревщик-реставратор Всеволод Полтавцев руководит собственной мастерской, которая находится в сводах 18-го века под Московским музеем мебели в центре города.

Как вас обучали?
Я закончил училище, но ни одно учебное заведение не может выпустить готового мастера. Более того, на самом деле преподавали у нас слабо. Ну, а настоящее обучение осталось в XIX веке, о нем помнили дедушки, настоящие мастера. Так вот, тогда обучение мастера длилось минимум пять-семь лет. Причем оно происходило не в группе, а непосредственно в одиночку с мастером — щенка брали в подмастерья, он первый год к верстаку даже не подходил, а просто жил жизнью мастерской. Дальше на протяжении пяти лет, он работал рядом с мастером. Так происходил и мой процесс обучения. В качестве подмастерья я подсматривал за учителями — никто из них специально никогда не учил, но давал ценные советы и направлял.

У мастера — это священные предметы, реликвии, а его алтарь — верстак. Инструменты нельзя одалживать и передавать. Мастер у мастера инструмент не заимствует, это табу. Обратиться к мастеру «дай мне стамеску» или «дай мне рубанок»... — это просто исключено, это не поймут. При этом нужно добавить — это касается только ручных инструментов. Электроинструменты можно передавать — никаких проблем.

У нас же нет конкуренции — наоборот, когда ко мне приходит клиент, а я не могу выполнить его работу, в силу того, что занят, или моя специфика отличается от того, что ему нужно, то я обращаюсь к своим коллегам и передаю его дальше — так в следующий раз он вернется ко мне. Такая порука стабилизирует наше содружество. И дело наше настолько обширно, что познать его до конца невозможно, а сообщество позволяет делиться этим священным опытом. Это касается клиентов, опыта, материала, мастерских. Если со мной что-то случается, то я иду к своим, гильдия мне точно поможет.

Настоящих мастеров порядка ста, не больше. Ну, а тех, кто пытается на этом поприще нажиться гораздо больше. Смысл цеха еще и в том, чтобы избежать дискредитирования профессии и контролировать процессы в нашей среде. Не пускать в профессию жаждущих наживы, изгонять тех, кто нанимает в свою мастерскую неквалифицированных людей, только для того, чтобы увеличить количество заказов.

Сейчас появляются подмастерья?
Желающие конечно есть и даже очень много. Но так чтобы я кого-то взял подмастерьем... Это должен быть особенный человек, которого некоторое время мастерская будет обеспечивать полностью — ведь он себя не скоро начинает оправдывать, это долгосрочное вложение.
Но тут ведь какая интересная вещь: последние несколько лет стало появляться все больше людей 30–40 летнего возраста, которые просили обучить их. В качестве подмастерьев я их взять не мог — в подмастерья стоит брать щенят, а они — работающие, взрослые люди, преуспевающие в своей области, да и не станет это делом их жизни. Большинство из них — бухгалтеры, программисты, они никогда свою жизнь с рукоделием не связывали. Так вот, в конце концов количество желающих достигло критического числа, так что я решил открыть небольшую школу. Сейчас у меня порядка двадцати пяти человек в неделю, которые работают руками. Больше просто не позволяет помещение и количество верстаков.

В дореволюционной России столярное дело входило в программу обучения великих князей. Строгал не только царь Петр. После него вплоть до Николая II обучали не только латыни, французскому, фехтованию и верховой езде, но в том числе и столярному делу. Это был хороший уровень — от моих прадедов — офицеров царской армии — остались предметы, которые делали они сами, и уровень этих предметов вызывает уважение. Столярное искусство было популярным — выходило несколько столярных журналов. Была великолепная подборка литературы, которой я пользуюсь до сих пор.
Сегодня человек, наконец снова осознал, что нельзя постоянно вертеться как белка в колесе — от дома к работе и обратно. Что нужно создавать что-то реальное. И потом, механика рук для каждого человека — это очень важно.

за наводку спасибо sharkod
Tags: статьи
Subscribe

  • Вьюн над водой

    В преддверии наших народных концертов смотрите съемку с репетиции. Проект "Триптиц", Вьюн над водой. Не забудьте про лайки, комменты и…

  • Демиург

    Он уронил на ногу горизонт, Когда чинил небо. Он надел большое каменистое зеркало На облачную уставшую голову. Он положил свою любимую астролябию…

  • Ой да, ты калинушка

    В Череповце мы играем вместе с Казачьим Кругом. У меня к этому коллективу давние и очень глубокие любовь, почитание и уважение. А также у нас есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вьюн над водой

    В преддверии наших народных концертов смотрите съемку с репетиции. Проект "Триптиц", Вьюн над водой. Не забудьте про лайки, комменты и…

  • Демиург

    Он уронил на ногу горизонт, Когда чинил небо. Он надел большое каменистое зеркало На облачную уставшую голову. Он положил свою любимую астролябию…

  • Ой да, ты калинушка

    В Череповце мы играем вместе с Казачьим Кругом. У меня к этому коллективу давние и очень глубокие любовь, почитание и уважение. А также у нас есть…