Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Categories:

Цирк

На этой же самой даче, во время тех же двух недель, когда написала 33 новые песни, посмотрели подряд два фильма - "Цирк" и "Метрополис".
Оба черно-белые, оба 30-х годов.
Оказывается, безумно интересно сейчас их смотреть. Это не в детстве, когда все впервые и за чистую монету. Теперь новыми глазами много чего другого замечаешь. Не только огрехи монтажа и смешные нестыковки кадров. А то, как прекрасная Орлова копирует Марлен Дитрих. И какая она почему-то взрослая и усталая (ей там вроде как 34).
И как это все похоже на искусство третьего рейха. Впрочем, его тогда еще не было в явном виде (36 год). Но в кино уже все есть. Это просто угар. Марширующие толпы, при этом на сценах кабаре (вернее, цирка) - перья, меха, ножки герлз выстроенных в строй. Голливудский размах, чечетка в порочных золотых чулках, мини-мини юбочки. Дива в сексуальных позах и текущих шелках. Она же в близком будущем - образцовая советская женщина в белой водолазке, марширующая под развевающимися флагами.
Непонятно, как это пропустили на экраны! Но фильм понравился лично товарищу Сталину, а диктатор может позволить себе быть нелогичным. Впрочем, расчет был полностью верным - фильм подействовал ровно как надо. Магическая сказочка с людьми-богами. Волшебство перебивает реальные страх, голод и бедность, которые были в жизни. Народ, наркотизируемый воображаемой красотой, будет переживать и вспоминать эти страшные времена как прекрасные.
Идеологически "чуждое" и напротив, "выдержанное" смешаны в жутковато-прекрасном диссонансе. Это и есть главный трюк фильма, чудо, фокус высшего класса! Ну как же это прямо на наших глазах режиссеру удалось удержать баланс между двумя стульями? Буржуазного разврата и советской военизированной строгости?
Кстати, этот фильм получил Сталинскую премию первой степени.
Хотя что там... Давно замечено, что нацистская и сталинская эстетика очень даже близки. Но все же есть разница.
У нас в фильме действуют не только красавицы и лощеные злодеи, но и простые люди, живые и обаятельные. Старичок-неудачник с говорящей собачкой, которая знает только "мерси" и бонжур" (по причине мелкобуржуазности этих слов парочку не пускают на арену).
Душевный и человечный директор цирка. Но только он почему-то палит из пистолета в своем кабинете по живым людям. По счастью ни в кого не попадает. Замнем для ясности?
Готичный герой-злодей фон Кнейшиц - зализанный хлыщ в хорошем костюме. А на деле - влюбленный благородный иностранец, воспитанный на идее расовой чистоты, но готовый жениться на любимой женщине с черным ребенком. Человек, который спас жизнь бедной блудницы от преследования расово обозленной толпы, научил ее профессии танцовщицы и циркачки, поделился секретами и оборудованием трюков, и вообще сделал знаменитостью. И кстати, накупил огромную кучу потрясающих, выбивающихся за все мыслимые рамки шмоток (а Россия ходила в сатиновых штанах). И в итоге валялся в ногах у своего творения с безуспешными мольбами о любви.
Интересно, ведь она эти подарки не только ПРИНИМАЛА от него. Мужчина не может разбираться во всех этих чулках и тончайших шелках. Он и размеров-то не знает, тем более - нюансов моды. Да не только мужчина - вы вообще пытались кому-то что-то из одежды или обуви купить за глаза? Хорошо, не другому, и не за глаза - а себе, но без примерки? Это невозможно! Всегда будет не тот размер, цвет, ткань и модель. Надо полжизни провести в сильно несоветских магазинах, чтобы все это выбрать! Значит сама. На его деньги.
Интрига начинается с того, что злодей за кулисами после успешного выступления почему-то ни с того, ни с сего заезжает по морде прекрасной диве, им же воспитанной для артистической карьеры. Она, видите ли, вернулась со сцены с букетом. А как надо? Чтобы освистывали?
Список нелогичностей будем продолжать.
Красавец-главный герой (кстати, ныне стандарты красоты изменились, мне он кажется не очень приятным со своими узкими губами) на первой пробе смертельно опасного трюка отказывается от страховки и предсказуемо падает с огромной высоты. Все сразу сбегаются к нему (толпой налететь на упавшего, у которого, может быть, сломан позвоночник - лучший ли способ оказать ему помощь? Но все тут же о беде забывают, так как их отвлекает злодей намеками на темное прошлое героини Орловой Марион Диксон (переделанная Марлен Дитрих). Врач так и не позван. В цирке никакой техники безопасности. Человека (Скамейкина) спокойно закрывают на арене в клетке и пускают львов. Механизм защиты не предусмотрен. Работники в ужасе, но только ломают свои руки, и ничего не делают. Львы бедняжку не съели, ура, ведь он начал метать в них опилками. Все смеются. Значит можно так жить и дальше.
Совершенно непонятен Скамейкин - по нашим временам он необаятелен и даже противен. Начинает как комедийный персонаж с уклоном в отрицательного, как и Райка, его невеста. Бегает за каждой юбкой, неспособен принимать ответственность.
А кончается фильм вдруг тем, что парочка участвует в игре на стороне добра (как проводят его линию создатели) и совершает подвиги.
Сюжет оторван от жизни полностью. Я не знаю циркового артиста, и вообще артиста, который, играя главную роль в грандиозной премьере, сбежит с нее помогать выкрадывать в чужой семейной разборке черного ребенка, жизни которого ничего не грозит. И останется при этом положительным героем! Представьте себя на месте остальных членов труппы - да за такое минимум много часов мата от каждого.
Кстати, та самая премьера масшатабами больше тянет на открытие некоей олимпиады. Даже жутковато, какая толпа народу якобы работает в цирке - этом самом, с пыльными задворками и рукописными стенгазетами. Не больше ли там артистов, чем зрителей? Вы не вздрагиваете случайно, глядя, какие рояли в кустах там завалялись - мотоциклы, гигантские сценические конструкции, чуть ни ракеты, неведомо как выезжающие на арену.
Я не понимаю, почему у красивой Марион такой некрасивый ребенок. Я глубоко недоумеваю, куда девался его папа. Любила ли она этого мифического негра? Поддерживает ли связь? Или ненавидит или забыла (что наводит на мысли о ее человеческих качествах)?
Злодей провозглашает: эта женщина, эта тварь - она была ЛЮБОВНИЦЕЙ НЕГРА!
И вдруг все советские зрители цирка, 4 часа в ожидании грандиозной премьеры тупившие на скачущих на сцене старичков, повторяющих на разные лады "весь день все поём" говорят: "ну и что?!"
ОК, надо в стране интернационализм продвигать. Но как высокоморальное общество вдруг легко пропускает слово "любовницей"? Легко. Ведь это же Орлова, у нее такие красивые и печальные глаза. Проглотили и побежали дальше.
И она легко, не глядя, отдает ребенка посторонним (обратите внимание - мать бы обязательно проводила взглядом). Да так же легко, как ведет жизнь дивы, передав детенка черной гувернантке, и больше не общаясь с ним, вынимая лишь по надобности как козырную карту для сюжета. Так же легко кидает своего учителя, спонсора и сожителя (а с чего бы они в одном номере гостиницы живут?). Кстати, подсаживает к нему в машину, когда они вместе должны ехать на вокзал и за границу, вместо себя другую женщину. Жесть. Вы бы так смогли? Кстати, а как там дело с визой? Она бесконечна?
Кроме того, хорошие "наши" легко и свободно воруют у плохих "ихних" идеи и чертежи уникального номера, а также переманивают артистку. Плагиат и воровство интеллектуальной собственности. Но идея "догнать и перегнать" гипнотизирует сильнее и никто ничего дурного не замечает. Там даже Чарли Чаплин есть - персонаж, в один содранный с оригинала и участвующий в фильме ровно под этим именем - а сам лишь слуга злодея и второразрядный участник шоу.
Все ведь неважно. Фильм зачаровывает. Вставляет вам в голову нелогичные, но эмоциональные посылы, которые полагается принять, не обсуждая.
Например, что "человек проходит как хозяин необъятной Родины своей". Тогда это было ложью, и сейчас ею осталось, и какая из лжей более чудовищна - вопрос открытый. Тогда это маскировали, сейчас откровенно. А вот посмотрите на Красную площадь тех времен в кадрах фильма. Много ли из зданий осталось такими же? Видите ли вы сейчас там трамваи? Спросил ли у вас кто-то, надо ли это все перестраивать? Спросили ли, стоит ли вообще многое делать - например, вырубать деревья, сносить исторические памятники, продавать свои ресурсы и принимать чужие отходы, репрессировать лучших людей, изводить леса в стране?
Новыми глазами выглядит сильно шитым белыми нитками и "рожайте себе на здоровье сколько хотите: черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочко, пожалуйста!"
Но главное, что в этом фильме вовсе не это, а - взгляды. Полфильма герои плавят целлулоид огнем своих очей. Это магия в чистом виде. Волшебство кино, искусство зажигания предметов, ныне утерянное.
Отсюда и некритичность.
И это все я написала не чтобы поругать фильм, а чтобы ПОХВАЛИТЬ, Ибо он крут и неимоверен. Как работа великого иллюзиониста.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вьюн над водой

    В преддверии наших народных концертов смотрите съемку с репетиции. Проект "Триптиц", Вьюн над водой. Не забудьте про лайки, комменты и…

  • Демиург

    Он уронил на ногу горизонт, Когда чинил небо. Он надел большое каменистое зеркало На облачную уставшую голову. Он положил свою любимую астролябию…

  • Ой да, ты калинушка

    В Череповце мы играем вместе с Казачьим Кругом. У меня к этому коллективу давние и очень глубокие любовь, почитание и уважение. А также у нас есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Вьюн над водой

    В преддверии наших народных концертов смотрите съемку с репетиции. Проект "Триптиц", Вьюн над водой. Не забудьте про лайки, комменты и…

  • Демиург

    Он уронил на ногу горизонт, Когда чинил небо. Он надел большое каменистое зеркало На облачную уставшую голову. Он положил свою любимую астролябию…

  • Ой да, ты калинушка

    В Череповце мы играем вместе с Казачьим Кругом. У меня к этому коллективу давние и очень глубокие любовь, почитание и уважение. А также у нас есть…