Ольга Арефьева www.ark.ru (olga_arefieva) wrote,
Ольга Арефьева www.ark.ru
olga_arefieva

Category:

Аватар

"Когда будет срублено последнее дерево,
когда будет отравлена последняя река,
когда будет поймана последняя птица,
- только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть."

Пророчество индейцев Кри

На следующее утро после фильма я проснулась с кипящей в жилах кровью.
Я не дописала этот текст месяц назад, потому что проговорила его про себя, он приходил ко мне на ходу, когда я не имела возможности записывать.
Поэтому он как-то обрывается и половины всего не договаривает.
И еще поэтому я публикую его так поздно.
Но лучше поздно чем никогда, мысли остались теми же.
Может и допишу вторую половину.

____________________

А В А Т А Р

Мысли навеянные фильмом

Я должна была жить в таком мире, но у меня его украли. Я умела летать и общаться с животными, я разговаривала с деревьями. Осталась только способность чувствовать их боль как свою, чувствовать планету как себя.
Это фильм не про синехвостых кошек. Это фильм с вопросом о том, что делает бульдозер под ВАШИМ окном. Чья планета? Наша? Или негодяев, все мерящих доходами акционеров своих паршивых корпораций? Тех, кто почему-то считают, что имеют право на то вокруг, что не они создали, не они вырастили. Дереву тысяча лет, оно росло многократно дольше, чем жизнь конкретного паршивца, пришедшего его спилить за серебряник по заказу более крупного негодяя, чья жизнишка тоже - несчастные 40 лет.
Чьи леса вокруг? Чья нефть в скважинах? Чьи животные в лесу? Чья вода в водоемах? Чей воздух? Чьи деревья? Глупые вопросы? Но они становятся актуальнее. Потому, что более жадный, жестокий, хитрый и циничный имеет преимущество перед гуманным и разумным. Как и танки против тюльпанов.
Что вы будете делать, если вам скажут, что под вашим лично домом находится нечто нужное какому-то вояке или бизнесмену - а поэтому вы должны немедленно убираться куда глаза глядят, тут сейчас все взорвут.
При этом глаза вояк так уже нетерпеливо блуждают в поисках цели, а руки ищут, как им скорее встать на свою любимую гашетку - и уже не надо размышлять и чего-то там ждать. Пора орать "огонь"!", "покажем гадам!", "дадим им прямо в лоб!".
Если и была какая-то мораль, или хотя бы законы, защищающие страны, континенты, отдельных людей, то постепенно (и на реальной Земле, и в фильме), происходит их деградация. Законы обслуживают самых алчных, уже почти не утруждая себя приданием благообразного вида гнусным преступлениям.
Менеджер жует поп-корн, выхватывая рычаг управления бульдозером у растерявшегося оператора (в котором что-то человеческое еще мелькнуло): мол, вали священные деревья! - и заодно местного, который "что-то там прыгает" перед огромной железной махиной, пытаясь защитить лес.
Полковник попивает кофе из стаканчика, пуская газ по деревне, где задыхаясь разбегаются во все стороны голые и босые аборигены, уволакивая своих стариков и детей.
Вам это ничего не напоминает?
За рычагами не люди. Это чудовища в человеческом обличье, они ходят среди нас и ищут, кого уничтожить, что отнять и продать. Они одержимы.
Чья жизнь вокруг - прекрасная и многообразная, и почему там, где вчера был луг, лес, джунгли - сегодня смерть и разрушение? Откуда в недолюдях берется эта непоколебимая уверенность, что они это могут, имеют право делать?
В "Аватаре" история показательная - живут себе голые индейцы и прекрасных джунглях в полной гармонии с миром. На своей планете. Развиваются, общаются с планетой, решают свои проблемы (они там есть, судя по упоминаниям о расколе кланов и о темных временах).
Они прекрасны.
И тут прилетают земляне - и разворачивают вооруженные станции. Они утверждают, что "если есть где-то ад - то ты там отдохнешь от Пандоры".
Они приехали с жаждой наживы - туземцы имеют несчастье обитать на месторождении денежно ценного для землян ископаемого.
Вооруженные до зубов земляне с раздражением мечутся по станции - с этими аборигенами еще и надо переговоры вести? Насколько проще было бы их сразу к ногтю!
"Если у кого-то есть что-то что тебе нужно - то объявляешь его врагом - а потом спокойно грабишь".
Эта история не про синехвостых людей-кошек.
Она резонирует с тысячей других историй, близких и не таких уж далеких, которые происходили и происходят на нашей родимой земельке, и которые сформировали действующую цивилизацию такой как она есть - радуйтесь, кушайте результат. Разве вы не узнаете почерк? Война в Ираке? Вырубка лесов Амазонки? Попытки вырубки реликтового леса с тысячелетними можжевельниками под президентскую дачу на Утрише ?
Прямо сейчас цветущие полным ядовитым цветом планы уничтожения Химкинского леса?
Еще - вот здесь
Его защитник Михаил Бекетов , некими "неизвестными" сделан инвалидом первой группы, а в центре Москвы застрелен его адвокат Стас Маркелов. Почитайте это все.
Еще можно привести множество фактов из прямо сейчас. Поэтому не надо меня лично ни в чем убеждать, выдуманная история из инопланетных отношений мгновенно резонирует с реальными событиями, от которых давно и невыносимо больно.
И совсем не так далеко и давно, как вы думаете, происходило уничтожение конкистадорами великой цивилизации Инков. Помните историю захвата Перу конкистадорами ? Лягушек и бабочек из золота переплавленных в слитки, выкуп за Великого Инку, которого после его получения убили все равно. Захват американского континента англичанами и испанцами. Крылатую фразу "Хороший индеец - мертвый индеец"?
Интересно, что только в пропаганде захватчиков индейцы выглядят примитивными и жестокими. Их жизнь бывала куда более счастливой, чем то, что потом построили на развалинах их городов и деревень алчные белые. Вот в чем ужас.
Оказывается, наоборот, их общественная организация часто бывала куда более тонка и высокоразвита. Они порой обладали знаниями и умениями, на голову превышающими все доступное примитивным белым людям. Единственное, в чем они не преуспели - это в войне, убийстве, создании циничных видов оружия. В результате постоянно на Земле получалось так, что более жестокая, грубая и безумная цивилизация уничтожала более тонкую и высокоразвитую. И мы живем, пожиная результаты. Пепел уничтоженных цивилизаций и достижений культуры стучит в моем сердце.
Планета Земля в фильме и наша планета в реальности превращаются постепенно в серое адское место, где нет зелени, нет свободы, где сплошные заборы. Мы живем среди вырубленных пустошей, в мире, где половина мужчин работает охранниками, другая - разными хитрыми менеджерами и адвокатами. Все они поддерживают множеством дьявольских выкрутасов систему, бесконечно доказывающую правомерность рейдерских захватов и беспрерывных беззаконий. Где единицы всем этим управляют. А работают вообще только таджики. Где вчера ты гулял по лесу - сегодня там вырублено, вчера сидел в реликтовом лесу у моря - завтра там закрытая зона для президентской дачи, вчера ты жил у озера - сегодня вокруг охранники и заборы, потому что коммерческий водоем.
Местных ни во что не ставят, и прямо сейчас и здесь дело доходит до войн по принципу "дубинка против танка", когда деревенские пытаются защитить свою землю, а на них напускают продажный ОМОН, милицию, нанятых охранников и чуть ли ни армию. И закон либо молчит, либо обслуживает все это, выворачиваясь во все более кривых загогулинах.
А реклама вокруг кричит и шепчет - бери от жизни все, развлекайся сейчас, не думай ни о чем, ты имеешь право на что угодно. Только плати, плати, и достань деньги любым образом. И очередные зомбики шарят краснеющими глазами вокруг в поисках того, что бы еще превратить в деньги. Главное - доходы "нашей корпорации".
Проблема в том, что в лечении нуждаются ВСЕ земляне, так как пока есть хотя бы несколько негодяев, способных уничтожить прекрасное вокруг, чтобы сделать себе деньги, никому не будет жизни.
Честно говоря, не понятно как америкосы пропустили такой фильм. Он же подрывает самые устои того образа мысли, который они так успешно насаждают с тех пор как почувствовали вкус захвата. Эта картина строго противоположна их идеологии бизнеса. Что-то изменилось в мире? Леса амазонки начали кончаться?

Габриель Гарсия Маркес. Любовь во время чумы
"Последующие дни были жаркими и бесконечно долгими. Река становилась все более бурной и узкой, заросли и деревья-колоссы, так поразившие Флорентино Арису во время первого путешествия, сменили выжженные равнины, где деревья были сведены и сожжены в пароходных котлах, забытые Богом селения лежали в развалинах, а улицы, даже в самую жестокую сушь, тонули в жидкой грязи. По ночам их тревожило не пение сирен и не женские вопли морских коров на песчаных отмелях, а тошнотворная вонь плывших к морю мертвых тел. Уже кончились войны и не свирепствовала чума, а раздувшиеся мертвые тела все плыли и плыли. Капитан был сдержан: "Нам приказано говорить пассажирам, что это - случайно утонувшие". Вместо гомона попугаев и оглушительных обезьяньих скандалов, от которых, бывало, дневной зной казался нестерпимым, пароход окружала пустынная тишина разоренной земли.
Осталось совсем мало мест, где можно было пополнить запас дров, и они находились так далеко друг от друга, что на четвертый день плавания "Новая Верность" осталась без топлива. И простояла на причале почти неделю, пока отряды, специально снаряженные, бродили по заболоченным кострищам в поисках брошенных дров. Вокруг ничего не было: дровосеки, оставив насиженные места, бежали от жестокости землевладельцев, от невидимой глазу чумы, от вялых войн, неподвластных бесполезным правительственным декретам. Скучавшие пассажиры между тем устраивали состязания по плаванию и охотничьи вылазки, возвращаясь с живыми игуанами, которых вскрывали, а потом снова зашивали дратвой, но сперва вынимали из них гроздья прозрачных и мягких яиц и подвешивали сушить на палубных перилах. Нищие проститутки из окрестных селений следили за передвижением парохода и, едва судно швартовалось, ставили походные палатки на берегу, начинала звучать музыка, возникало питейное заведение, и напротив застрявшего судна разворачивалась шумная гульба.
'Еще задолго до того. как стать президентом Карибского речного пароходства, Флорентино Ариса получал тревожные сообщения о положении на реке, но почти не читал их, а компаньонов успокаивал: "Не волнуйтесь, к тому времени, когда дрова кончатся, суда будут ходить на нефти". Он не давал себе труда думать об этом, ослепленный страстью к Фермине Дасе, а когда осознал, как обстоят дела, было поздно что-либо делать, разве что провести новую реку. На ночь - еще со старых добрых времен - пароходы швартовали, и тогда одно то, что ты жив, становилось непереносимым. Большинство пассажиров, в основном европейцы, выбирались из гноильных ям, в которые превращались каюты, на палубу и всю ночь расхаживали по ней, отмахиваясь от всевозможной живности тем же самым полотенцем, каким отирали непрерывно струившийся пот, и к рассвету окончательно изматывались и распухали от укусов. Один английский путешественник начала XIX века, рассказывая о пятидесятидневном путешествии на каноэ и мулах, писал: "Это одно из самых скверных и неудобных путешествий, которое способен совершить человек". В первые восемьдесят лет парового судоходства путешествие перестало быть таким, однако утверждение это снова стало верным, и уже навсегда, после того как кайманы съели последнюю бабочку, исчезли морские коровы, пропали попугаи, обезьяны, селения - сгинуло все.
- Ничего, - смеялся капитан, - через несколько лет мы будем ездить по высохшему руслу в роскошных автомобилях."
Tags: визуальное, индейцы и папуасы, экология, эсхатология
Subscribe

  • Шарабан-Ковчег

    Три четверти билетов проданы. До концерта 6 дней. Будете долго собираться – может не хватить. А я достаю свою любимую юбку и меняю цветные…

  • (no subject)

    Альбом может называться "приветик всем" и быть с первой картинкой в виде обложки. А может называться "омоновцы" и быть со второй…

  • (no subject)

    Постой, паровоз – песня куда более древняя и серьезная, чем привыкли думать, услышав ее юмористический и укороченный вариант в знаменитой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Шарабан-Ковчег

    Три четверти билетов проданы. До концерта 6 дней. Будете долго собираться – может не хватить. А я достаю свою любимую юбку и меняю цветные…

  • (no subject)

    Альбом может называться "приветик всем" и быть с первой картинкой в виде обложки. А может называться "омоновцы" и быть со второй…

  • (no subject)

    Постой, паровоз – песня куда более древняя и серьезная, чем привыкли думать, услышав ее юмористический и укороченный вариант в знаменитой…