?

Log in

No account? Create an account
Журнал Ольги Арефьевой
Ямщик, не гони ложь идей!
Ликбез по свету, часть вторая 
20th-May-2009 03:51 am
Продолжение вот этого текста


Цвет

Ольга:
У световых приборов имеется собственный цвет, собственно, лампочки – белый – чуть желтоватый (теплый) или синеватый (холодный).
Можно и нужно применять для лица теплый белый цвет в чистом виде.
Несколько синеватый, «накрахмаленный» цвет дорогих сканеров и пушек тоже в целом неплох. О цвете дешевых сканеров с горечью умалчиваем (да там часто и нет белого почему-то).
Белый прекрасен как рисующий в основных прожекторах. Он сочетается с абсолютно любой цветной заливкой.
Итого, мы уже имеет два цвета на сцене – белый рисующего прожектора и цвет заливки. На мой взгляд, большего количества цветов одновременно на сцене и не нужно. Ну кроме редкого случая создания сложной композиции на очень большой сцене – скажем, передний план с солистом в луче и заливке одного цвета + задний план с танцорами кордебалета в другом цвете.
Для лица также с некоторой натяжкой можно применять желтый цвет, голубой, лучше конечно, голубо-стальной («чахотку»).
Мария:
На пульте этот цвет обычно обозначен, как циан и отличается тем, что к нему очень сложно подобрать не мусорную заливку, хотя он и хорош для освещения лица и рук. Очень мало оттенков одежды в нем выглядят прилично.
Ольга:
Все же для лица лучше брать не чистые цвета, а соединяя с белым от другого источника.
Если все же руки чешутся навтыкать в картинку максимум разных цветов, то стоит все же выбирать сочетающиеся цвета. Например – синий+ фиолетовый+белый. Синий + голубой.
Ну или красный+желтый. Белый уже тут как-то неуместен. Рисующий прожектор на лицо можно сделать и цветным, но лучше все же ненадолго. Человек с синим и, тем более, зеленым лицом выглядит упырем, как замечательно ни пой.
как из человека сделать упыря
как сделать из двух человек двух упырей
больная печень и фингал под глазом (желтая заливка и пушка в лицо)
ааа! зеленые руки!
В общем, свобода творчества тут возможна лишь в узких рамках.
Но есть сочетания концертных цветов, которые, на мой взгляд, за гранью добра и зла. Например, зеленый с красным. Зеленый с пурпуром. Красный с синим. И все это на человеческом лице…

Мария:
Именно эти сочетания очень любят молодые и активные световики, натренировавшиеся на эмо и других ярко-клетчатых группах. Подобное изменение цветовосприятия характерно для людей, употребляющих тяжелые транквилизаторы или «кислоту». Может быть световик хочет усилить восприятие концерта, чтобы зрители находились в другой реальности?
ниже пояса голубые, выше - розовые
нет света-врубай проектор в лоб
с одной стороны красным, а с другой зеленым

Ольга:
Когда включают все сразу цвета, то получается картинка под кодовым названием «Карамель» (или «Радуга»)
пятнистые люди
радуга-дуга

Задник

Ольга: Типичной в клубах является ситуация, когда размер сцены микроскопический, поэтому артисты плотно прижаты к задней стене, а над ними еще и нависает низкий потолок. Это значит, что крайне актуальной становится задача «отрыва» изображения от задника. Ее можно решить, повесив приборы специально так, чтобы они светили на артистов, и совсем не попадали на задник. Это значит, приборы должны быть на потолке. На том самом, низком, который можно задеть рукой. Но тут возникают разные «у нас там вешать не на что». Вместо этого хозяева клуба начинают лупить артистам светом в лоб, прилепляя их к стенке как сушеных бабочек.
цветные заливки разного цвета в лицо, главное - экран
настоящий артист выступает независимо от того, есть свет или нет
Отдельной саги заслуживают задники. В классических советских залах, в изобилии сохранившихся в филармониях, при институтах, городских организациях это такие мелкие белые волны. Как правило, в этих залах все казенное, свет тоже, и повешен он завхозом исходя из наибольшей экономности.
Поэтому не удивляемся, встретив сцену, освещенную лампами дневного света на потолке и больше ничем. Просто стараемся не выступать в таких залах.
Решить проблему привозом света со стороны, скорее всего, не удастся, либо это влетит в такие деньги, что аренда зала покажется детским лепетом. Дело не только и не столько в цене световых приборов. Вопрос, на что их повесить? В зале нет креплений, значит, надо везти и монтировать разборные металлические фермы (эстетический эффект от их присутствия - на любителя). Потом разводить километры шнуров. Заодно искать, куда все это добро воткнуть, немолодая электросеть может вовсе не обрадоваться. И, разумеется, это будет одна фаза со звуком, поэтому световые наводки украсят ваш звук непрерывным жужжанием.
красота-страшная сила (отвесный свет на задник и ничего на артистов)
не оторвешься от задника
кто главнее - фон или артист
все затеяно ради шторок
прелестный задник,артист уже не важен
Настоящим бедствием в клубах является белый экран, который очень любят вешать на заднюю стену сцены, решая таким образом проблему задника. Белый экран оттягивает на себя внимание и сильно замусоривает пространство тенями и отражениями приборов.

Мария:
Восприятию концерта очень не способствует «борьба чудовищ» (гигантские тени на
заднике) или дискотека абстрактных линий на фоне.
а главное тут - экран
что за черный человек на фоне
смотреть надо на тень в виде лошади
так розовые или голубые

Мария:
Остаются мелочи - неубираемые белые экраны на заднем фоне, неисправные дым-машины, которые не включаются дистанционно, и приходится кидать удлинитель, чтобы человек-включатель не выглядел полноправным участником концерта, сидя в углу сцены. Хотя бы до лесенки провод дотянуть… Особенно приятно искать, куда воткнуть этот удлинитель. В свет - мощности не хватает, в звук - фонит и гудит, в бытовую розетку в баре - не все рады, да и тянуть далеко. Но даже если дым-машина заработала, в ней есть жидкость, и она наконец-то прогрелась, включать ее можно очень выборочно, потому что звук, которым сопровождается возникновение дыма…специфичен и неприличен.

Партитура

Ольга:
Какие бы ни были приборы, в идеале на каждую песню концерта (или каждую сцену, скажем, спектакля или рок-оперы) должен выстраиваться свой отдельный свет.
В жизни музыканта все выглядит скромнее – из того, что есть, сочиняется несколько «базовых» картинок и затем они чередуются световиком под настроение или (гордо) по световому сценарию (партитуре).
Сложность создания партитуры состоит в том, что музыкальные группы чаще всего не выступают ежедневно на одном и том же месте (Бродвейские мюзиклы не в счет).
Поэтому на гастролях стоит задача успеть выстроить свет непосредственно перед концертом, во время звуковой настройки. И, разумеется, независимо от того, выполнили организаторы световой райдер или нет.


Мария:
Световые эвфемизмы:

«прибор не зуммируется»= это огромное пятно с пола или занавеса убрать нельзя.
«все программы уже заняты»= запиши на листочек 30 комбинаций из 3 кнопок и учись нажимать их быстро.
«пульт иногда подглючивает»=когда научишься - запомни, что слишком быстро нажимать нельзя или будет дискотека.
«вот это иногда слегка шумит»=свет и звук на одной фазе. Если что выключится, то вместе.
«приборы работают группами»=когда светишь на солиста, рекламный плакат в углу тоже видно.
«он иногда перегревается»=часто не включай - погаснет.
«еще не прогрелось»=на концерте тоже включится с 3 песни.

Список используемой терминологии:
Головы - такие приборы, которые умеют вертеться и светить разными цветами и закорюками.
Гобы - закорюки и узорчики на световом пятне.
Строб - мигалка. Имеет определенный темп. Желательно попадать в песню. Стробом желательно не злоупотреблять.
Фильтры- цветная пленка, которой закрывается фонарь для изменения цвета.
Заливка – общий фоновый свет.
Zoom – изменение размера светового пятна.

Световые кошмары
1) концерт сборный, и свет на всех общий
2) концерт сборный, и в общей бардовско-заливочной теме нужно как-то осветить перфоманс или танец единственным свободным фонарем
3) концерт посвящен празднику или юбилею, и вся сцена богато украшена символикой (шариками, портретами, плакатами), цветовая гамма которых никак не согласуется с концепцией номера. А заранее о таком организаторы не предупреждают
4) концерт все еще сборный, и на сцене находится группа местной самодеятельности, которая сидит там и на чужих номерах в одежде неадекватных цветов, зато освещенная 8 фонарями из 11
5) на концерте ведется съемка и зал освещен наравне со сценой. Так, что зрители постоянно отвлекаются на блики лысины соседа слева, а сценическое освещение выглядит грязным из-за отсутствия контраста
6) концерт, как всегда, сборный, и к группе неожиданно присоединяется встреченный в коридоре друг-артист (подпеть, сплясать, подыграть). Майка на нем в полосочку, стоит он там, где его не достать ничем, потому, как не репетировал.

Вы световик, если
Носите с собой изоленту, перчатки и отвертку даже в гости
У вас одежда без рисунка
У вашей обуви резиновая электроизолирующая подошва
Вы можете по выражению лица опознать электрика в любой организации
Вы не боитесь высоты
Вы думаете, что темп - для стробов, а не для ритм-секции
Все ткани одежды вы делите на прозрачные и непрозрачные
Из всего концерта Мадонны вы помните только как блестела ее юбка
Любое светлое пятно вам кажется экраном
Вас раздражают жесты, которые человек делает близко от своего лица, так как они не читаются, а тени мерзостные.
Вы любите группы, в которых мало участников


Ольга:
О свете для чайников:
http://www.studio.starport.ru/main/statyi/svet_svetshow.php
(сайт музыкальной студии средней школы)
Информация не самая современная, но еще актуальная. И очень хорошо изложенная, спасибо неизвестному учителю.
(Там у них что-то не то со ссылками: везде в адресах страниц перед www
автоматически вставляются какие-то цифры. Можно вручную стирать цифры в
адресной строке, тогда страница грузится).

Продолжение следует!
Comments 
20th-May-2009 12:47 am (UTC)
Очень полезная статья (непременно продолжайте!), просто чрезвычайно. Мне по роду занятий до света, вроде, не должно быть дела, однако есть ощущение, что узнала много не только интересного, но и полезного.
Вспоминаю прошлогодний Калугинский пост про звук в клубах, да и некоторые другие. Хорошо, что эта линия продолжается, потому что подобный ликбез просто необходим.
20th-May-2009 05:08 am (UTC)
Полезная и интересная статья. Увы, со светом у нас в клубах очень печально 8(
Дал ссылку в своем жж.
20th-May-2009 10:36 am (UTC)
спасибо!
20th-May-2009 05:33 am (UTC)
спасибо
интересная статья
20th-May-2009 06:25 am (UTC)
Фотки познавательны, а подписи к ним забавны. Но хотелось бы еще и примеры удачных светооператорских работ, в картинках. В лицо надо знать не только врага, но и друга ).
20th-May-2009 10:39 am (UTC)
может и сделаем, но труд и так был гигантский.
я на свою прямую деятельность столько времени не трачу.
главное, этот текст, как ремонт, закончить нельзя, можно только прекратить.
хотелось уже запостить, а то месяц уже дорабатываем.
именно этап поиска, отбора и выставления фотографий оказался самым трудоемким
20th-May-2009 06:49 am (UTC)
Раньше выставляли свет, теперь обходятся свето-музыкой ))
20th-May-2009 07:27 am (UTC)
Замечательно! Спасибо!
У человеческого зрения есть одно большое достоинство: даже если лицо выступающего приобрело под воздействием освещения мерзостный цвет, шокированное сперва зрение быстро научится этот цвет не замечать. Обычно человек не способен на глаз определить цветовую температуру прибора с точностью, привышающей 500K. Зато матрица или пленка, не имея этих бешеных способностей к адаптации, показывают кузькину мать как она есть.
20th-May-2009 10:52 am (UTC)
очень правильное дополнение, тоже думала написать. хорошо хоть так, глаз перестает замечать какую-то лажу если она висит перед ним непрерывно. включи воображение - и ты уже в волшебной сказке, а не тесном подвале.
20th-May-2009 07:56 am (UTC)
Отличная статья, хорошо бы ее в какое-нибудь ЖЖ-сообщество, есть же наверное тематические.
20th-May-2009 09:20 am (UTC)
Спасибо за статью.

Впечатлен фотографиями :)

Лично мне интересно узнать еще и как исправлять описанные ситуации, используя то, что есть в клубе и на сцене. Как создать из ничего что-то (если, конечно, такое возможно). Поделитесь, пожалуйста, если есть в этом опыт.
20th-May-2009 10:55 am (UTC)
ну вроде мы там частично изложили. берется стремянка, что можно перенаправляется и даже перевешивается, что-то выключается. говоришь световику, чем вообще не пользоваться ни в коем случае, а что оставить и с чем перемежать.
20th-May-2009 09:56 am (UTC)
Это все прекрасно, но хочется еще и позитивных примеров. Я понимаю, что найти их сложно, поскольку их в принципе мало. Правильных расположений источников света — весьма ограниченное количество, а ошибочных — без счета. Но в том виде, как сейчас, статье не хватает завершенности. Может быть, стоит написать третью часть с хорошими иллюстрациями?
20th-May-2009 10:57 am (UTC)
да нет, их не мало. на концертах Мадонны таких проблем нет.
Хороших иллюстраций существуют тмиллионы и миллиарды. Любой более-менее приличный и бюджетный проект мировых звезд конечно хорошо освещается. работают профессионалы.
речь о маленьких клубах, малопрофессионально организованных фестивалях и всепоглощающем совке в городах.
20th-May-2009 10:23 am (UTC)
Доп вопрос: В статье приведите в пример пожалуйста светорайдеры эконом класса, т.е. максимально ужатые, но не уродующие выступление(базовая комплектация).

Работаю с конторой, занимающейся производством и монтажом(с проектированием) светового оборудования, в low-end сегменте(ДК, дворцы пионеров,небольшие театры). Думаю им будет полезна ваша статья, подкрепленная идеологией формирования бюджетного светорайдера (что нужно в первую очередь?, чем нельзя жертвовать ни в коем случае?, что есть роскошь? и.т.д.).

Вот например. Полезную информацию уже из статьи выцепил : оказывается между людьми идет грызня из-за програм на пультах. Смешно как разработчику цифровой части, и больно как человеку слышать такое. Смешно потому, что одна статическая DMX сцена - это жалкие 512 байт во флэш памяти пятибаксового микрокотроллера. А отношения между людьми портятся.
20th-May-2009 11:31 am (UTC) - То ли еще было
Рекорд, на мой взгляд, поставил пару лет назад осветитель в программе "Живые люди" на СТО (ныне "Стопроцентный звук"). Ведущего осветили со всей любовью, отчего он приобрел розовый поросеночный оттенок, а к барышне с гитарой применили подсветку "фонарик под подбородок" -- как будто это не женщина, а дом на Невском.
23rd-May-2009 06:00 am (UTC) - Re: То ли еще было
:-)
20th-May-2009 11:41 am (UTC) - про LED.
Может как дополнение сойдет: светодиодные панели, формирующие белый цвет имеют принципиальное отличие от "горячих" белых ламп. Горячие лампы излучают в широком диапазоне электромагнитных колебаний, они подобны солнцу. А светодиод излучает себе в заданном цвете(на заданной длине эл.маг. волны) и не греется по этому поводу.
Звуковая аналогия: Горячие белые лампы являются источником шума(излучают на всех частотах), светодиоды же являются тоногенераторами(излучают на заданной частоте).
И там и там мозгу кажется что цвет белый. Но по факту, отражаясь от объектов, RGB-LED свет уносит собой информацию об их способности отражать всего три цвета. Не_красные, не_зеленые и не_синие компоненты в поверхностной палитре отражающего объекта становятся тусклыми.
Как дополнительный светотехнический прием LED подсветку можно использовать. Использовать LED как основну освещения - значит обречь себя на бедноту цветовой гаммы отраженного света.
ps. мой знакомый светоинженер "белый" цвет LED матриц так и называет "Красно-Зелено-Синий".
20th-May-2009 12:31 pm (UTC) - Re: про LED.
LED-прожекторы ужасно уродуют цвета. Гамма получается очень бедной, а на лицах присутствуют неприятные сиренево-зелёные оттенки, которые очень сложно убрать. Глаз это как-то восполняет воображением, а вот матрица фотоаппарата - нет. Мучение..

Очень прав ваш знакомый светоинженер, надо запомнить его выражение :)
20th-May-2009 12:00 pm (UTC)
Ещё по поводу маленьких клубов заточенных под дискотеку: Как человек с плохим зрением оччень "веселюсь" когда прямо в глаза светят каким-нить стробом или другой пушкой.
20th-May-2009 08:36 pm (UTC)
Спасибо за пост. Так как основную часть времени на концертах провожу с фотоаппаратом, то вопрос освещения для меня также больной. Вот только всех подводных камней не знала, оказывается...
А такие вещи, как красно-синее освещение "на прострел", просто нездоровые цвета, по-дискотечному мигающие лампочки, тень от микрофона на пол-лица или недостаточная освещаемость всех музыкантов и мн.др., заставляет нервничать.. С цветом иногда сдаюсь и продолжаю делать уже серию ЧБ фото, или долго сидишь и ждёшь, пока музыкант отвернётся от микрофона или повернёт голову к нужной лампочке. Ещё можно подмигивать музыкантам, чтоб стали чуть левее:))).
21st-May-2009 10:39 am (UTC)
А каков, по-вашему, минимальный набор приборов, с помощью которых можно создать приемлемую картинку на сцене? Для фотографии есть универсальные способы, например, три источника: заполняющий, рисующий, и на фон. А есть ли такие способы в сценическом свете, и что должно выступать в роли таких источников.
Приветствуется бюджетность решений. :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Apr 19th 2018, 9:31 pm GMT.