?

Log in

No account? Create an account
Журнал Ольги Арефьевой
Ямщик, не гони ложь идей!
жизнь чтобы не жить, или жизнь чтобы жить 
19th-Nov-2015 08:10 pm
Я крайне резонирую с такими вот текстами. Но я одновременно им горячо возражаю.
«Состояние ума обычного человека, которое постоянно мечется от одной вещи к другой, это настоящая проблема. Чувствующие существа очень нестабильны, но тот, кто действительно осознал сущность ума и пребывает в горном ритрите, может быть полностью свободен от страданий. Даже в этой жизни можно полностью избавиться от боли и продвигаться всё дальше и дальше по пути счастья. От этой практики есть большая польза. Нет ничего приятного в том, чтобы поддерживать всегда изменчивое состояние ума обычного человека. Когда такой человек несчастен, это чувство овладевает им полностью. Гораздо лучше осознать полностью пробуждённое пустое познавание и оставаться так.
По сути, в этой практике вообще нечего делать, кроме как тренироваться в достижении устойчивости. Но просто позволить своему уму быть, ничего не делая вообще, полностью противоречит нашим обычным привычкам. Наша привычная тенденция такова: «Я хочу сделать это. Я желаю сделать то». А потом мы и действительно делаем это. В завершении мы чувствуем радость и удовлетворение, когда всё выполнили сами, полностью и аккуратно. Но такое отношение никуда не годится в контексте этой практики. Здесь вообще нечего делать. Нам не нужно конструировать то, что не создано. Что бы мы ни пытались делать, становится имитацией, слепленной из наших мыслей и понятий.
На самом деле, некоторых может очень расстраивать и совсем не удовлетворять, когда они позволяют своей изначальной природе быть такой, какая она есть в реальности. Мы гораздо охотнее сделаем что-нибудь, вообразим или создадим что-нибудь и действительно причиним себе много трудностей. Может быть, именно поэтому Будда не преподавал Махамудру и Дзогчен открыто – потому что такое не-деяние в некотором роде несвойственно людям».
Тулку Ургьен Ринпоче
Да, я не хочу, чтобы меня мотали эмоциональные волны горя и счастья. Да, я внутренне гораздо больше люблю состояние текущей работы, и, конечно, больше, когда получается. Но и когда не получается, мне интересно. Зато давным-дано неинтересны праздники и достижения. Я уверенно выбираю между текущей работой и праздником - работу. Я гораздо больше верю в кропотливые и распределенные во времени усилия, чем во внезапные подарки судьбы. Лучше когда к одному и тому же умению (даже и с перерывами), но возвращаешься из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год, постепенно его развивая. При этом давние наблюдения за собственным бытованием и творческим процессом явно показывают, что внезапные подарки случаются - и еще как. Но они всегда - результат постепенного накопления энергии и вложенных усилий. Переход на другой уровень, озарение, творческий выплеск, переливание через край - всё это события, обусловленные тем, что энергия накопилась, разрозненная информация вдруг объединилась и структурировалась.
Например, мелодические, стихотворные подъемы случаются если заниматься музыкой и текстами: перебирать черновики, заготовки, играть в игры, связанные с сочинением, делать упражнения, размышлять на эти темы, слушать и читать. То есть быть в потоке, окрашенном интересующей темой и накапливать соответствующую энергию. Танец и рисунок - вообще (для меня) состоят только из кропотливых практик и упорного направления внимания. Но, конечно, чтобы вдохновить себя на упорный труд, необходимо восхищаться лучшими образцами того, что уже сделано в избранной области. Это мотивирует.
Так вот, относительно цитаты. То, что вызвало мое в ней отторжение - это утверждение, что даже чувство удовлетворения от окончания трудной и масштабной интересной работы, чувство, что она сделана, и сделана хорошо, а также удовлетворение от трудового дня, рядовой тренировки - тоже отдаляют нас от освобождения.
Тут выявляется системное противоречие - различный ответ на главный вопрос: для чего существует мир и для чего мы рождаемся, иначе говоря, в чем смысл жизни? Базовый вопрос, и разные религиозные, философские и духовные системы дают несколько разные ответы.
Такой ответ, как: "наша реальность существует лишь чтобы уйти из неё, жизнь - чтобы выйти из круга перерождений, человеческий мир - чтобы его отрицать" - меня внутренне не устраивает. И, соответственно, системы, которые на этом строятся - не мои. Я не говорю, что они неверны, я предполагаю, что они верны лишь для малой части людей. Для «невозвращенцев» - кто родился в последний раз, чтобы дальше уже не возвращаться в этот круг реальности.
Но во всех остальных случаях у нас имеются другие цели. И общая цель жизни как таковой: чтобы она состоялась! Цель конкретной жизни - чтобы произошел определенный массив событий, была проделана работа - ну не прямо точно известная, но очерченная как круг задач. А также уроков, из нее извлеченных - как внутренних, относящихся к своим процессам роста, так и внешних - по передаче достигнутого людям, которым это нужно, и на кого это тоже воздействует. То есть, рост, обучение, приобретение опыта, выполнение земной работы.
Тут надо отвлечься на определение того, что такое работа.
Вот у меня есть друг, он ведет дискотеки - танцы босиком - для людей, любящих движение, общение, музыку. Не попсу. Этнические мотивы, духовные искатели, свободные одежды, красивые люди, встречающиеся по субботам и воскресеньям - вот его дело. Иногда вечеринки дают прибыль, иногда убыль, иногда по нулям, но в общем и в целом он полностью занят этим и живет на это. Остальную неделю он не бездельничает: отыскивает и прослушивает целые массивы музыки, отбирает лучшее, составляет программы для вечеринок. Изучает многие сопутствующее вопросы и умения - от подбора и обслуживания звуковой техники до освоения компьютерных программ - диджейских, монтажных, виджейских. Но и плюс, сам занимается физическими упражнениями, фотографирует, неплохо снимает видео, путешествует, строит дом. Нет, нельзя сказать, что он безмятежен, но куда более счастлив и гибок, чем когда много лет назад работал на таможне, ходил на работу в костюме. То время он вспоминает с неприязнью и даже с содроганием. А вот его мама на него прямо давит. «Тебе надо устроиться на работу!» - «Мама, я работаю!» - «Это не работа!» - «Я приношу пользу людям!» - «Это не польза!» - «На других работах я буду зарабатывать меньше!» - «Ну и пусть! Зато ты будешь ходить на службу с восьми утра, а не без дела болтаться!»
Ну и в таком духе бесконечный диалог при любой встрече. То есть мама согласна, чтобы её сын был несчастен, не имел времени на саморазвитие, работал «на дядю», сидел в банке клерком, протухал в офисе и меньше зарабатывал. Или больше зарабатывал, но больше тратил - чтобы все как у людей - машина, ресторан, дорогие покупки. Лишь бы он не был свободен.
Вот в этом большая ловушка устаревшего мышления.
Надо ли работать 8 часов?
Надо ли поддерживать общество потребления?
Вот приехали люди - под окнами у нас спилили деревья. Другой раз приехали - асфальт переложили пятый раз за год. Была трава на газоне - ее сняли, положили новый газон и засеяли, Не успел прорасти - стали делать асфальт, газон весь развезли, по нему пару раз проехали - разнесли по дороге, засыпали заново. Делали газон - попортили асфальт. Газон еле-еле пророс - настала зима, многократно засыпали сметаемыми с тротуара лошадиными дозами реагентов. Настала весна - сменили землю, снова спилили пару умерших деревьев… И это какой-то бесконечный круг, в процессе которого зелени и красоты вокруг становится всё меньше. Все это адово бегание рабочих по кругу обслуживает куча начальства и промежуточных клерков. Но это работа и зарплата для толпы людей!



А может им лучше было не работать? Отдохнуть, о смысле жизни подумать... А потом, через некоторое молчание, наконец, почувствовать, чего на самом деле хочется и чем имеет смысл заниматься?
Боязнь того, что люди без кнута погонщика будут лениться и паразитировать - примерно такова, как и боязнь, что дети, если их насильно не усаживать в школе слушать скучного учителя и делать неинтересные уроки - будут ничего не делать.
Но вы ведь сами знаете, как моментально дети учатся тому, что им интересно и нравится! Силы можно потратить на сопротивление, активное или пассивное, на протест и саботаж. А можно с куда большей эффективностью - на то, что любишь и интересно. Возможно, делать будешь то же самое, но несколько иначе.
Помню, будучи школьницей, я влюбилась в Маяковского. Я читала про него книги воспоминаний, рассматривала фотографии и переживала его жизнь. Я перечитывала поэзию, знала наизусть много его стихотворений… И вот в школе настал момент - мы на уроке начали изучать Маяковского. Я была рада, но вдруг… Мои познания решительно не совпали с тем, что нам стали всовывать патетически-верноподданым тоном. Поэму «Владимир Ильич Ленин», сатирические стихи «Прозаседавшиеся», «Стихи о советском паспорте» и подобную псевдо-патриотическую шелуху. Не его любовь, красоту, новаторство - а заказную поэму, восхваляющую власть, плюс, мелкую социальную сатиру.
Дети не хотят изучать литературу? Да они просто чувствую ложь учителя! Я не говорю, что наша учительница была плохой - она просто была частью системы. Над ней сидело начальство, а над ним свое начальство - и со всех требовали, чтобы мы у Маяковского изучали именно те стихи, где он врёт и сдался, где он прогнулся под систему. Есть версия, что покончил с собой он вовсе не из-за любовных дел, а из-за мировоззренческого кризиса, вызванного тем, что он вынужден был врать и прислуживать власти. И вот эту шелуху нам суют под видом великого поэта.
Дети не хотят изучать химию? Бросьте, полно детей, которые ее обожают и готовы сами читать тома специальной литературы и ставить дома опыты!
Дети с огромным удовольствием занимаются авиамоделированием, делают радиоприемники, табуретки - да что угодно. Все, что интересно взрослым - интересно и детям. Но только тогда, когда понятно, зачем это надо, когда связано с жизнью.
Дети не хотят заниматься музыкой… А есть те, кто готов ею заниматься с утра до ночи! Только не когда над ними стоит тетка с палкой, вот в чем штука.
Так же точно устроены и взрослые люди. Если перестать сливать свою энергию на бессмысленные и вредные занятия, против которых протестует душа, если не тратить многие ресурсы на сопротивление, насилие над собой, делание хорошей мины при плохой игре, обман и самообман, заставляние других делать что они не хотят… Если перестать всем этим пылить и посидеть немного в тишине, подождать, когда энергия восстановится - придут собственные нормальные желания. И захочется: шить, читать, морковь сажать, самолеты проектировать, кино снимать, танцевать, перевязывать больных, спасать животных, воспитывать младших, посты в сети писать :-)
Мне кажется, стереотип «работа» давно устарел. Не надо работать «больше»! Надо работать меньше! Если убрать бесконечные круги, намотанные на простые и нужные вещи, останется необходимый минимум. И можно при этом быть совершенно нормально материально устроенными. Если убрать дутые, обманные, пустые работы - останется то, что делать и вправду нужно. Работать на это при разумном коллективном устройстве нужно три часа в день - подсчитано (могу потом кинуть ссылки, где и кем реализовано). Но можно трудиться и бесконечно больше - когда реализуешь большой проект, занимаешься делом своей жизни, учишься чему-то важному и актуальному.
На то, чтобы врать, переливать из пустого в порожнее, уничтожать природу, наращивать потребление, портить и красть общие ресурсы, уходят драгоценная энергия и время. Несчастные, лишние, бессмысленные люди - это люди, которые идут не по своей дорожке. Они заняты или сопротивлением миру и его отрицанием (преступники, асоциальные элементы, наркоманы и алкоголики - в том числе), или напротив, прислуживанием системе, чужим хитрым схемам порабощения. Рабы, надсмотрщики или беглые - все несчастны. А счастливы ли хозяева? Нет, они сами чьи-то рабы, всё это - лишь иерархия зла. Охранники (раньше количество было совсем другим, помните?), торговые агенты, впаривальщики ненужного, производители этого ненужного, люди занятые перепродажей воздуха и надуванием пузырей, люди, получающие выгоду от войны всех видов и занятые ее разжиганием, пилильщики ресурсов и чиновники-общественные паразиты - все они живут во мраке и заняты бессмысленным и вредным. И неважно, что они ходят «на работу» к восьми, пользуются уважением окружения и своей частью общественного достояния - имеют дома, машины, вещи, продукты, развлечения. Возможно, они респектабельны, и вообще милые парни (тёти). Я не уверена, что такое проживание абсолютно вредно и бесполезно - всё в мире имеет какой-то смысл. Отрицательный опыт - тоже опыт, ошибки и заблуждения нужны чтобы, погрузившись в них и вкусив их плодов, однажды осознать их и начать избегать. Стукнувшись о дно, начать всплывать. Правда, в одной жизни это многие не успевают, да и в нескольких - тоже.
Но вот штука. Отказаться от жизни невозможно, не нажившись. Не пройдя и не получив весь этот опыт. Только сытый жизнью может от нее отказаться. А духовные искатели, которые насильно оторвали себя от выполнения желаний и просидели жизнь в пещере, на деле свирепо тоскуя по общению, сексу, обладанию вещами, развлечениям, знаниям.. Они рождаются снова, да еще и с таким бешеным голодом ко всему этому, что становятся ненормальными накопителями того, чего были лишены. Миллиардеры, властолюбцы, сексуально и материально ненасытные люди, диктаторы - вот кем они становятся (с учетом энергии, накопленной сидением и сдерживанием).
Так что не сжимайте пружину. Она будет сжиматься, но не до бесконечности, рано или поздно жахнет. Лучше слушать себя и идти по себе. Но не по тому, что командует дядя или тетя. Им надо, чтобы вы служили им. Но толку от этого не будет никому, ни им, ни вам, ни планете. Планета - наша часть, а мы - ее часть. Мы родились, значит, нам здесь есть место жить, причины, задачи и занятия.
Comments 
19th-Nov-2015 06:53 pm (UTC)
"Я крайне резонирую с такими вот текстами."

Мне представляется, что это хорошо :-).

"Но я одновременно им горячо возражаю."

В общем-то последняя часть цитаты как раз об этом :-). Но возражаете вы, насколько я понимаю, больше самой себе, чем словам Тулку Ургьена, что тоже хорошо :-).

"Так вот, относительно цитаты. То, что вызвало мое в ней отторжение - это утверждение, что даже чувство удовлетворения от окончания трудной и масштабной интересной работы, чувство, что она сделана, и сделана хорошо, а также удовлетворение от трудового дня, рядовой тренировки - тоже отдаляют нас от освобождения."

Ключевые слова в том отрывке - "в контексте этой практики" - "Но такое отношение никуда не годится в контексте этой практики". Здесь речь не идёт о смысле всей жизни или чём-то таком :-).
19th-Nov-2015 07:01 pm (UTC)
Поэтому кстати, традиционная рекомендация, если вам интересен Дзогчен или Махамудра, для чтения подобных текстов или изучения подобных учений - наличие прямой передачи знания от квалифицированного учителя. Это увеличивает шансы на то, что всё станет несколько понятнее.
19th-Nov-2015 09:03 pm (UTC)
Ого! Прямо-таки программное заявление! Очень приятно, когда талантливый человек так по-чеховски прекрасен. :-)

Мне кажется, прожить долгую и счастливую жизнь людям мешает то, что они рано перестают быть почемучками и начинают всё больше жить бездумно, делегируя учёт и контроль семье, мнению света, мужику на облачке. Может быть, привычка с детства гуглить ответы, когда родители уже неспособны их давать готовыми, что-нибудь изменит? ;-)

Ну и в качестве алаверды ещё одной общности людей:
«Человечество существует лишь для познания Вселенной. Есть освоение космоса и обслуживание освоения космоса. Все остальные проблемы нужно решать лишь потому, что они мешают изучать Вселенную».
19th-Nov-2015 10:48 pm (UTC)
аналогия - высказывание "йога нужна только чтобы тело не мешало при медитации"? :-)
19th-Nov-2015 11:10 pm (UTC)
Мой ребенок от химии тащится. И жаждет опыты ставить. А мой дядя ставил. Пропитал классный журнал бертолетовой солью, а учительница любила стучать во гневе журналом по столу.
Страшно! :)

...А жизни никак не хватает на все, что хочется сделать и все, чему научиться. Плюс болячки всякие :( Когда остается только лежать и ни хрена не делать. Ждать, когда это кончится. Так что я пока из круга перерождений выходить не собираюсь. Здесь тоже неплохо бывает. Вдруг в следующей успею нажиться? :)))
20th-Nov-2015 07:04 am (UTC)
Лежать и не делать тоже иногда надо :-)
19th-Nov-2015 11:13 pm (UTC)
Ольга, вы прекрасная.
Но что делать, если для кого-то смысл как раз в том, чтобы выстраивать иерархии, прорываться наверх, быть самым-самым. Они так реализовываются, поднимаются над окружащими, утверждаются. А ты, если ты вне такой иерархии, для них вообще инопланетянин, и всеми силами тебя будут загонять обратно. Потому что иначе с тобой просто не понятно как быть, чего от тебя вообще ждать, если ни кнут ни пряник не работают? И нужно невероятное количество сил, чтобы устоять. А то и мама ведь просит "стать человеком наконец".
Я тоже верю, что человек как личность - это самое важное (важнее общества в целом, абстрактной идеи или чего-то ещё), поэтому если к нему относиться соответствующе, то он найдёт для себя в итоге все пути. Но и сам человек должен быть готов их искать, тут не получится односторонне. А что, если ты родился и рос в непроглядном ужасе, и все силы уходят, чтобы хоть как-то защититься и прорваться. Горько. Может рано ещё?
20th-Nov-2015 07:03 am (UTC)
По-моему не рано. Человек другого уровня интересов для окружающих инопланетянин. но ничего они с ним сделать не могут. Вот не раз замечала - у гопников разных. В первую секунду проверка свой-чужой, и если человек в их стереотипе отвечает - то тут будет и наезд, и грабеж, и разговоры, и братания. Но если отвечает как-то не так, как они привыкли - то секундное замешательство - и "пошли отсюда, он странный какой-то". Силы чтобы устоять против рожна... Их никаких не хватит. А быть непредсказуемее всегда можно. И уходить из тех мест, которые не дают ничего хорошего. Не позволять держать себя в клетке. Помните у Уолша: https://www.facebook.com/olga.arefieva.9/posts/900488069998857
- Почувствовать «нападение» — значит почувствовать, что кто-то что-то у тебя отбирает — жизнь, тех, кого ты любишь, свободу, собственность — что-то.
А высокоразвитое существо никогда не испытает подобного, потому что высокоразвитое существо просто отдаст тебе то, в чем ты, по-твоему, настолько отчаянно нуждаешься, что готов взять это силой — даже если это будет стоить высокоразвитому существу его физической жизни. Потому что высокоразвитое существо знает, что оно может создать всё заново. Оно совершенно естественно всё отдаст менее развитому существу, которое еще не знает этого.
Но дело не только в этом. Высокоразвитому существу ясно не только то, что он может создать всё заново, но и то, что ему не обязательно этого делать. Он осознает, что ничего этого ему не нужно, чтобы быть счастливым или чтобы выжить. Он понимает, что не нуждается ни в чем внешнем и что тот, кем он является, не имеет ничего общего с физическим уровнем.
- А если бы кто-то угрожал жизни ВРС? (высокоразвитого существа)
- Не было бы спора. ВРС просто положил бы свое тело на землю, в буквальном смысле слова оставляя его тебе. Потом он создал бы себе другое тело.
20th-Nov-2015 01:05 am (UTC)
Я, когда поступал в универ в 84-м, сдавал устный экзамен по русскому и лит-ре. Русский сдал на "пять", а по лит-ре попался билет - поэма Маяковского "В.И.Ленин". Я не был в школе антисоветчиком)))), но, увидев билет, почувствовал вдруг непреодолимую тошноту, физическую, и отказался отвечать. Просто сказал "не хочу". Получил "Два". 5 и 2 дали в сумме твёрдую тройку)).

Что до цитаты, то вы ясно выражаете своё непонимание, но не выражаете понимания. Уж не взыщите. Нельзя понять Дхарму без Дхармы.

Или, как выражали отцы пустынники-первохристиане, "Нельзя понять Бога без Бога".
20th-Nov-2015 07:03 am (UTC)
Ну может я ее и правда не понимаю?
20th-Nov-2015 07:48 am (UTC)
///Тут надо отвлечься на определение того, что такое работа.

работа - это путь, проделанный телом против действия внешних сил. чем больше путь и чем больше силы, против которых тело движется, тем больше работа.
20th-Nov-2015 07:49 am (UTC)
- Как найти площадь Ленина? - Надо длину Ленина умножить на его ширину.
20th-Nov-2015 12:30 pm (UTC)
Ох как я согласна...
20th-Nov-2015 12:37 pm (UTC)
"красиво умничать"
Вкусные у Вас рефлексии, Ольга.
Имхо, вкратце (в виде сухарей) Ваш пост мне видится так.
Дано:
1. Песочница
2. Ферма (фото из поста), рукотворный изврат песочницы.
Решения:
3. Игнор песочницы (аскеза, нирвана, 0 эмоций)
4. Игнор фермы, игра в песочнице (духовный рост)
5. В п.3, но строго через п.4 (творческую сытость)

Верное решение вроде бы 5. Но.
Ферма (в частности, её ритм) тоже, кажется, выводит в п.3. Не всех: людей с "чувством ритма". Но нас, таких - большинство: ритм - это та же стадность, имхо. Притопы музыке равны психологии толпы.
Монотоность конвеера - та же мантра (по механизму воздействия). Вполне реально, думается, всю жизнь пролюбить "свой винтик" и это зачтётся Там как Любовь. Если зарплата (читай, ферма) не соблазнит любить себя сильнее чем ритм (а с ним и покой в душе).
Я крутил свой винтик: это состояние достижимо.
"Так что не сжимайте пружину."
Короче, не факт, что жахнет (есть усталость металла). И не факт, что мантры и даже (о, ужас!) конвеер - это плохо. Ибо в конце всех этих путей - всё тот же п.3. Если не отвлекаться на соблазны.
Если по донХуановски, то у пути конвеера тоже, кажется, может быть сердце: если отдать ему своё.
20th-Nov-2015 05:30 pm (UTC)
требуется перевод с русского на русский, ну или больше подробная расшифровка сокращений. а то чувствую - что-то сказано, но что- не пойму. :-)
23rd-Nov-2015 01:15 am (UTC)
Давно Вас не читала, а ведь очень резонируют ваши тексты, и свет даже в них, между строчек. Знаете, то, что Вы написали в этом посте, атмосфернл мне напомнило знание Мирры Альфасса и Шри Ауробиндо, то, которое меняет сознание вокруг, то, которое тоже не можешь бросить. И никакого противоречия в том, что пуст и свободен от эмоциональных качелей от "охреничельно" до "чудовищно плохо" и любви к миру, деятельности, нет. А мир...как его можно ненавидить, если в любом его проявлении то Божественное?
30th-Nov-2015 05:31 pm (UTC)
Да здравствует освобождённый труд!
19th-Dec-2015 05:27 pm (UTC)
"я внутренне гораздо больше люблю состояние текущей работы"

это "гуна" такая. называется "сатвическая".. при этом вот люди , котрые летают ИГИЛ бомбить они вот это свое деяние на сврем языке называют "РАБОТОЙ" )).. сатвический ближе в раджестическому, чем тамос.

все отсылки к другу "нью эйдж" как оппозиция "таможне" позавчерашний день.

"Так вот.. То, что вызвало мое в ней отторжение - это утверждение, что даже чувство удовлетворения от окончания трудной и масштабной интересной работы, чувство, что она сделана, и сделана хорошо, а также удовлетворение от трудового дня, рядовой тренировки - тоже отдаляют нас от освобождения.

от чего ???.. вот я "сатва" мне не понятно ))..
This page was loaded Feb 17th 2018, 11:08 pm GMT.